Ярко-оранжевая тротуароуборочная машина, или, сокращённо, ТУМ, сошла с конвейера московского завода "Красный путь" в 1975 году. Имя ей дали народное — “Труженик" — и отправили в пожизненную командировку в Вологодскую область. Там механический коммунальщик с "лупатыми" фарами и ностальгическими круглыми зеркалами по сезону убирал снег или подметал тротуары, пока его не списали аккурат перед перестройкой. Дальнейшая судьба "Труженика" остаётся неизвестной вплоть до 2020 года, когда его приобрёл Музей транспорта Москвы.
— Благодаря развитой сети железных дорог и ведомственному распределению машины распространились по многим городам Советского Союза, — рассказывает директор Музея транспорта Оксана Бондаренко. — Всего было выпущено около 750 экземпляров, а в настоящее время сохранилось меньше десяти образцов.
"Труженик" с виду компактный и аккуратный, но при этом приспособлен к суровым российским условиям: приводные передние колёса и управляемые задние, достаточно мощный двигатель, доставшийся от "Москвича", и отапливаемая двухдверная кабина. Зелёная щётка-валик для подметания улиц и снегоуборочный нож управляются с помощью гидравлики. Сотрудники музея говорят, что прадедушка современных ТУМов немногим уступает своим потомкам.
После реставрации силами музейщиков и ремонтников Сокольнического вагоноремонтно-строительного завода удалось восстановить не только внешний вид "Труженика", но и все его функции, так что сейчас почтенный тротуароуборщик находится в полностью рабочем состоянии. Однако на городских улицах эту коммунальную достопримечательность мы не увидим: машина станет частью экспозиции музея в гараже Константина Мельникова на Новорязанской улице, 27.
К слову, из нескольких сохранившихся экземпляров советских ТУМов, кроме нашего "Труженика", на виду только два: одна машина находится в Музее РЖД, а вторая — в музее ретротехники в эстонском посёлке Ярва-Яани. Остальные уборщики "светились" в разное время, но где они сейчас — неизвестно.