– На Троекуровское кладбище едем? Умер кто-то? – интересуется водитель такси, пока я сажусь в машину.
– Да, Юра Шатунов. Правда, ещё год назад. А сейчас ему памятник поставили.
– О, это который "белые розы, белые розы", – напевает таксист с сильным акцентом.
От ворот кладбища вглубь тянется вереница людей, все они несут белые розы. У могилы народа ещё больше. Многие приехали к 9 утра, хотя сама церемония запланирована на 10. Кто-то фотографируется, кто-то поёт, кто-то задумчиво молчит. Поклонники подготовились основательно: с каждой футболки Юра улыбается своей фирменной улыбкой с прищуром. А Юра, бронзовый, с микрофоном в руке, смотрит на них с двухметровой высоты как со сцены.
Моё внимание привлекает пожилая седовласая женщина с тростью. Неужели тоже поклонница? Интересно, сколько ей лет?
– Да уж почти 90, – отвечает она на мой нескромный вопрос.
Выясняю, что пенсионерку зовут Елена Александровна и что она специально прилетела на открытие памятника из Благовещенска.
– Я же Юрку слушала, когда он ещё маленький был, по телевизору его показывали. Потом в Москву приезжала на сборную солянку. Он там всего 2–3 песни спел. Так получилось, что больше я его и не видела. Мы писали, звали его в Благовещенск, но он так и не приехал. В прошлом году, 23 июня, мне родственница написала, что Шатунов умер. Я сначала не поверила, говорю: "Ты в своём уме, так шутить?" И вот уже целый год моя жизнь, считай, закончилась. Он же мне как родной был. Подружайки твердят: "Совсем чокнулась баба – ехать в такую даль, чтобы посмотреть на памятник". Но я не жалею ни грамма, что приехала.
Монумент открыла вдова певца Светлана, которая вместе с детьми – 17-летним Дэннисом и 10-летней Эстеллой – специально прилетела из Германии. Светлана должна была произнести торжественную речь, но не смогла совладать с эмоциями – ей до сих пор очень тяжело говорить о муже. Она отказалась от общения с журналистами и покинула кладбище.
Слово взяла автор скульптуры Виктория Тищенко.
– Я знакома с творчеством Юры, но лично никогда с ним не общалась. Он излучает очень положительную энергию, очень приятный, весь светлый и народный какой-то. Хотелось сделать именно такой – простой, чистый и добрый памятник.
Поклонники остались довольны.
– Очень похож, как живой! Морщинки на лбу, узнаваемая поза, кольцо на пальце – Юра так гордился, что у него есть семья, – делится впечатлениями Юлия из Санкт-Петербурга.
– Не, не похож! На Юрку вообще никто не похож. Нельзя такую красоту второй раз воспроизвести, – говорит ещё одна представительница питерского фан-клуба, представившаяся Злюкой.
– Памятник очень нравится, но главное – то, что в сердце. Я выросла на Юриных песнях, на выпускном пела "Детство", – рассказывает Ольга. – К сожалению, не смогла попасть на его последний концерт. Теперь думаю, что, может, это даже к лучшему. Сходила бы, а потом бы узнала, что его больше нет...
После официальной части цветы разрешили возложить всем желающим, и возле памятника даже случилась небольшая давка.
На обратном пути в забитом под завязку автобусе стало грустно, но кто-то включил на полную громкость песню Шатунова...