Весной 1925 года в Париже проходила Международная выставка современных декоративных и промышленных искусств. Взоры посетителей привлекал элегантный двухэтажный павильон из дерева и стекла с серпом и молотом на фасаде. Автор проекта – Константин Степанович Мельников, человек, которого в будущем признают главным русским архитектором XX века.
Главная особенность его творений – яркое сочетание простых геометрических фигур в изящных грациозных конструкциях. На долгие годы этот стиль станет его визитной карточкой.
Сразу после выставки на молодого творца обрушивается международная слава. В СССР об архитекторе также не забывают, и в ближайшие 10 лет ему удаётся реализовать 19 проектов (гаражи, клубы фабрик и заводов, дома культуры и отдыха, театры и т. д.).
Каждый проект уникален, каждое новое здание вызывает восторг. В 1933 году на Триеннале декоративного искусства и архитектуры в Милане проходит персональная выставка Мельникова как одного из лучших архитекторов мира.
На Западе его считают выдающимся архитектором, а в СССР новаторские идеи не принимают и огульно критикуют. Растёт число его ненавистников, которое в определённый момент становится критическим. В 1936 году Мельникова отстраняют от работы в мастерской Моссовета, ставя крест на дальнейшей творческой карьере. Огромная часть проектов так никогда и не реализуется.
За что критиковали легендарного архитектора? Откуда у успешного советского мастера, прославлявшего СССР за рубежом, взялись ненавистники? На вопросы отвечает сокуратор выставки Анна Кистанова.
Нарциссизм
"Мельников доволен собой, а когда человек впадает в самодовольство, он отстаёт от жизни". К. П. Гольц, 1937 год.
– В авторе этих слов говорит зависть. Мельников никогда не "впадал в самодовольство". Он, конечно, гордился тем, что делает, и своими идеями, но это не значит, что он их пропагандировал в архитектурной среде.
Возможно, также многие коллеги не понимали Мельникова, так как он всегда держался довольно обособленно от коллектива. Он без зазрения совести критиковал разные направления в архитектуре, но в этом точно не было самодовольства. Лишь желание найти идеальное направление и занять своё место в искусстве.
Неудобства
"Отсутствуют элементарные удобства. Чувствуется, что архитектор не учитывал потребностей человека, забыл о человеке". К. С. Алабян, 1936 год.
– Мельников – грамотный человек, обучавшийся в общей сложности более 10 лет. Он всегда планировал внутренние убранства по науке, так, как преподавали в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, где он проучился много лет!
Другое дело, что, возможно, он не выдерживал инструкции конкретных профсоюзов, требовавших, например, установить санузлы справа, а спортивные площадки слева, что противоречило всем нормам. Но и здесь правда на стороне Мельникова.
Трюкачество
"Большая часть спроектированных работ Мельникова представляет собой оригинальные предложения, всегда с налётом трюкачества". М. Я. Гинзбург, 1943 год.
– Что ж, это, возможно, действительно так, но что в этом плохого? В работах всех легендарных архитекторов порой встречаются "трюкачества", это и делает их легендарными.
Ещё одной распространённой претензией к Мельникову, кстати, было то, что его проекты было очень сложно реализовать. Эти раздвижные конструкции, нестандартные оконные проёмы и т. д. – всё это вызывало недовольство у многих. Но именно эти идеи и сделали Мельникова великим, они выделяли его работы среди остальных.
Формализм
"Его эксперименты носят явно формалистский характер. Опыты Мельникова выглядят как совершенно очевидная безвкусица". А. В. Щусев, 1936 год.
– Формализм – это бессмысленный штамп, который в XX веке начали лепить на всех творцах, что хоть немного выделялись.
Мельникова и многих других группка людей во власти внезапно начала обвинять в том, что они обращают внимание только на форму, забывая о содержании. Что указывает на то, что эти люди совершенно не разбирались в архитектуре и искусстве.
Мельников формалистом точно не был. Он вкладывал в свои работы накопленный жизненный опыт, любовь к традициям, русской культуре и зодчеству. Важной для него темой было его крестьянское происхождение.
Так, знаменитый Дом Мельникова, несмотря на все вычурные формы и изящные дизайнерские решения, – это в первую очередь простая сельская изба!
И если заглянуть внутрь и обратить внимание на расстановку комнат, мы увидим то, что так близко сердцу любого русского человека: знаменитую печь в центре композиции. И в этом весь Мельников: в красоте и простоте.
Заха Хадид, Томас Лизер и многие другие архитекторы признаются, что вдохновлялись работами Мельникова в начале творческого пути. За весь период творческой биографии К. С. Мельниковым осуществлено 27 архитектурных проектов. До наших дней полностью или частично сохранилось 16 работ мастера.