Во время археологических работ в районе 4-го Крутицкого переулка специалисты нашли блюдце с клеймом мейсенского фарфора и крышку от помадной баночки доктора Швейкерта, датированные археологами XIX веком.
Как отмечают в пресс-службе Мосгорнаследия, раскопки проводились в рамках строительных работ, поскольку по закону на исторических территориях стройка должна обязательно сопровождаться археологическими исследованиями.
Найденный фарфор – это образцы весьма популярных предметов обихода состоятельных жителей столицы того времени. Например, блюдце с клеймом мейсенского фарфора в виде двух скрещенных голубых мечей из герба Саксонии совершенно точно было частью праздничного сервиза в одном из знатных домов.
Согласно историческим источникам, мейсенский фарфор, живописный и расписываемый вручную, был невероятно популярен под конец XVIII века, когда его для себя заказывали императрица Екатерина II, князья Юсуповы (об их жизни после отъезда из России мы писали ранее) и графы Строгановы.
Второй находкой стала фарфоровая крышка от помады доктора Швейкерта. По словам Алексея Емельянова, руководителя Мосгорнаследия, приобрести такую можно было в аптеке Феррейна на Никольской – самой известной аптеке тех лет. Доктор Швейкерт был сторонником гомеопатии и разрабатывал различные препараты, которые вызывали у пациента легко переносимое заболевание, благодаря которому у пациента вырабатывался естественный иммунитет к болезни. Скорее всего, в баночке, крышку от которого нашли археологи, был именно такой препарат.
Несмотря на некоторые повреждения, найденные предметы очень хорошо сохранились. Казалось бы, фарфор – материал хрупкий, как ему удалось столько лет пролежать в земле с незначительными повреждениями?
– При всей своей хрупкости фарфор – материал достаточно устойчивый к внешним воздействиям. Для него более опасно именно механическое воздействие, а в земле он может храниться веками, – отметила представитель пресс-службы Мосгорнаследия.
Что ждёт их дальше? Как пояснили в пресс-службе, сейчас находки готовятся к передаче в Музейный фонд РФ, откуда их уже распределят по музеям. Чаще всего все артефакты, найденные столичными археологами, оказываются в Музее Москвы и его филиалах.