Антон Багиров встретил меня на служебном входе в театр с тростью Воланда и листами текста роли под мышкой. Проницательный взгляд, лёгкая походка и потрясающая пластика – и я думаю, что Воланд должен быть именно таким: гипнотизирующим, таинственным, всезнающим.
Антон ворвался в спектакль стремительно во всех смыслах. Для работы над таким сложным образом было крайне мало времени. Срочный ввод, когда спектакль уже через несколько дней, требовал максимальной сосредоточенности.
– И всё же он не был для меня новым, – рассказывает Антон. – В этом спектакле я играл Афрания и участвовал в массовке, а наш худ-рук Олег Леушин исполнял роль Воланда.
Когда Антон готовился к вводу на эту роль, он много читал о самом романе и увидел уже иную историю.
– При чтении книги мы не всегда обращаем внимание на детали, а ведь события происходят в Страстную неделю, – говорит Антон. – Это важно: Воланд улетает со свитой именно до воскресения Христа! Вместе им находиться в одном мире нельзя. Так повторяется каждый год. У моего персонажа всё идёт по кругу, и он устал. Но это – Путь.
По словам Антона, его Воланд – не только философ, он "чистильщик": уничтожает атеистов в их маленьком примитивном плоском мире знамён, рифм, букв.
Так он заступается за Христа, наказывает людей за их безверие. И это в моём герое подкупает, – улыбается Багиров.
Других персонажей наказывает за жадность.
– Воланд для меня – человек. Но он, ко всему прочему, наделён сверхспособностями читать мысли и перемещаться в пространстве. Он справедливый, жёсткий, но у него есть чувство юмора, – делится Антон и вспоминает эпизод в цирке с бесплатными нарядами для дам.
Кстати, у спектакля есть свои фишки: когда Коровьев приглашает женщин переодеться в новые платья, актёры обращаются и к реальной публике. Желающие часто находятся! Фагот забирает девушек и передаёт Гелле, и та переодевает их за сценой. Для них это увлекательная игра и возможность немного поучаствовать в спектакле.
– Переодетых дам мы провожаем на их места, а в антракте они переодеваются в свою одежду, – раскрыл секрет Антон Багиров.
К своей роли он поначалу отнёсся настороженно: может ли исполнять её православный человек? Этот вопрос не давал покоя, и актёр рассказал о своих сомнениях духовнику.
– Он мне ответил, что это работа и каждый из нас делает своё дело. Если дали такую роль, значит, нужно играть, – вспоминает Антон.
Воланд – не единственная роль тёмного персонажа в репертуаре актёра: он играет лермонтовского Демона, лорда Генри в "Портрете Дориана Грея".
– Когда я работал над ролью Воланда, суть мне была ясна: это ещё один падший ангел, и он тоже стремится вверх, чтобы вернуться в прежний мир и перейти на сторону добра, – размышляет Антон.
Пока мы беседуем в зрительном зале, рабочие проверяют, надёжно ли закреплены огромные листы железа, развешанные на сцене вдоль стен. Заметив мой взгляд, Антон рассказывает, что это – творческая находка режиссёра Валерия Беляковича. Во время одной из репетиций рабочие ремонтировали крышу: носили через зал эти железные листы, громыхали ими наверху так, что было сложно репетировать дальше. Но именно в этот момент родилась идея сделать железные декорации: на них во время спектакля вспыхивают строки из романа Мастера.
– Это скрижали, – поясняет Антон. – А ещё мы всякий раз врываемся на сцену из-под этих листов железа. Небезопасно, конечно, можно обрезаться, но стараемся быть осторожными.
Антона обожают зрители: многие приходят часто, и актёр видит в зале знакомые лица. А некоторые даже знают его роли наизусть!
– У нас шёл другой спектакль, в первом ряду сидели две "постоянные" дамы, – рассказывает Антон. – Я в своей реплике поменял слова местами, мне так было удобно. Смысл от этого не изменился. А одна из дам вполголоса эту роль повторяла за мной. И тут, когда я переставил слова, она прикрыла ладонью лицо и у неё вырвалось: "Какой ужас!" Я от неожиданности на секунду даже слова забыл!
Антон улыбается. А я думаю о том, что он сильный: ни словом не обмолвился, что борется с онкологическим заболеванием лёгких. Проходит химиотерапию, а потом практически сразу на репетиции и спектакли – "сцена лечит".
– Был период, когда болезнь отступила, – рассказывает Антон. – Но некоторое время назад она вернулась, и пришлось всё начинать сначала. Нет, это не связано с ролью Воланда, мистики здесь нет: болезнь началась раньше. Но у меня есть любимые жена и дети, есть театр и коллеги, которые поддерживают, и я верю в лучшее.