В Москве ещё можно застать двухэтажные троллейбусы и Сухареву башню

В Музее русского импрессионизма показывают столицу 1920–30-х годов. Тогда у Арбатских ворот ещё стоял храм Бориса и Глеба, а акведук в Ростокино функционировал
В Москве ещё можно застать двухэтажные троллейбусы и Сухареву башню
/ КАЛУЖСКИЙ МУЗЕЙ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫХ ИСКУССТВ / ФОТО ПРЕДОСТАВЛЕНЫ ПРЕСС-СЛУЖБОЙ МУЗЕЯ РУССКОГО ИМПРЕССИОНИЗМА
Борис Рыбченков. "Улица Горького (Тверская) в Москве". 1941 год. Тогда по улицам ещё ходили двухэтажные троллейбусы

В 1924-м в Москву из Ленинграда приехали двое художников – Владимир Милашевский и Николай Кузьмин. Они устроились в газету "Гудок", где работали их ровесники – писатели и художники.

– Тогда им пришла идея развивать быстрый документальный рисунок, так называемый репортажный, – рассказывает Metro куратор выставки "Группа "13". В переулках эпохи» Надежда Плунгян. – Они делали зарисовки на улицах, с натуры, чтобы передавать атмосферу города – тонкую, свежую и нетипичную, ведь это была столица советского государства, которое только строилось.

Владимир Милашевский. "Мясницкие ворота". 1929 год
/ СОБРАНИЕ РОМАНА БАБИЧЕВА, МОСКВА / ФОТО ПРЕДОСТАВЛЕНЫ ПРЕСС-СЛУЖБОЙ МУЗЕЯ РУССКОГО ИМПРЕССИОНИЗМА
Владимир Милашевский. "Мясницкие ворота". 1929 год

Окончательно костяк объединения сформировался – к ним присоединились художник Даниил Даран и выпускники ВХУТЕМАСа. В итоге получилось 13 участников, что и дало название союзу – "Группа 13".

– Их объединяло то, что они работали именно в графике. Она была актуальна в Ленинграде, но не в Москве – здесь рисунок уже считался чем-то устаревшим. На смену ему пришёл конструктивистский фотомонтаж, – объясняет куратор. – А члены "Группы 13" полагали, что советское искусство должно сочетать в себе как опыт старых мастеров, так и французских импрессионистов.

Лев Зевин. "Пейзаж с акведуком". 1930-е
/ СОБРАНИЕ АЛЛЫ МАМЛИНОЙ И ВЛАДИМИРА ИВАНЮКА, МОСКВА / ВСЕ ФОТО ПРЕДОСТАВЛЕНЫ ПРЕСС-СЛУЖБОЙ МУЗЕЯ РУССКОГО ИМПРЕССИОНИЗМА
Лев Зевин. "Пейзаж с акведуком". 1930-е

Результат не заставил себя ждать – первая выставка в Доме печати имела большой успех. Директор Государственного музея нового западного искусства Борис Терновец в каталоге первой выставки "Тринадцати" задавался риторическим вопросом: "[...] не заслуживает ли внимания и эта молодая группировка, ибо в богатую, сложную, многообразную ткань искусства русского рисунка она вносит свою свежую и красочную струю?"

Татьяна Маврина. "Сухарева башня". 1930 год
/ СОБРАНИЕ АЛЕКСАНДРА ШЕЛУДЧЕНКО, МОСКВА / ФОТО ПРЕДОСТАВЛЕНЫ ПРЕСС-СЛУЖБОЙ МУЗЕЯ РУССКОГО ИМПРЕССИОНИЗМА
Татьяна Маврина. "Сухарева башня". 1930 год

Увы, триумф длился недолго. Вскоре основатели группы ушли от графики и сосредоточились на живописи, поменялся состав. Но главное, что их творчество не соответствовало требованиям советской эпохи.

– Их новая выставка, прошедшая в 1931 году, получила от прессы плохие отзывы. Их обвиняли в буржуазности и антисоветских веяниях, – говорит Надежда Плунгян. – К тому же всех художников начали "централизовывать": они могли получать заказы только от государства. А уличные пейзажи, как писали газеты, были безыдейны и показывали советскую действительность в искажённом ключе. Тогда же был создан Союз художников СССР, а все независимые группы распущены. В их число в 1932 году попала и "Группа "13".

Цифра
3 года
официально просуществовала "Группа "13" – с 1929 по 1932 год.

Закрытие не помешало художникам продолжить работать "в стол" вплоть до 70-х. Но официальных выставок группы в полном составе больше не было.

ФАКТЫ
Несмотря на то что официального манифеста у сообщества не было, один из основателей, график и сценограф Владимир Милашевский, сделал «стилем тринадцати» натурный темповый рисунок. В своём творчестве он подражал Ван Гогу, его узнаваемому короткому штриху. Рисунок создавался тонкой тростниковой палочкой, которая в Советском Союзе, увы, не продавалась. Поэтому Милашевский использовал обычную советскую спичку. Он обмакивал её в тушь и рисовал быстрыми короткими движениями.
Художники активно работали и во время Великой Отечественной войны. Они создали свой военный плакат и по-прежнему занимались пейзажем. Борис Рыбченков, к примеру, делал зарисовки во время Битвы за Москву.
После официального распада ядро "Группы "13»"(Владимир Милашевский, Даниил Даран, Николай Кузьмин, Татьяна Маврина) уцелело и продолжило работать в книжной иллюстрации. Так, книга «Евгений Онегин» с иллюстрациями Николая Кузьмина, напечатанная в издательстве Academia, получила золотую медаль на Всемирной выставке в Париже в 1937 году. Новаторство автора рисунков в том, что он разместил изображения на полях, в манере рисунков самого Александра Пушкина. Самая известная обложка к повести «Оттепель» Ильи Эренбурга 1956 года принадлежит Даниилу Дарану. Милашевского же сегодня читатель помнит как автора работ для детских книжек – "Сказка о попе и о работнике его Балде", "Конёк-горбунок".