Уникальная коллекция зоопарка
В коллекции Московского зоопарка более 100 видов змей – это более 300 экземпляров со всего мира. Больше 80% из них ядовитые. И эта коллекция постоянно пополняется за счёт отлова и обменов с зарубежными научными учреждениями и зоопарками.
– Самый необычный экземпляр нашей коллекции – это ящерицы лантанотусы, от которых и произошли все змеи, – с гордостью рассказывает Metro Олег Шумаков, путешественник, писатель, сотрудник Московского зоопарка. – Эти ящерицы совершенно уникальны, они живут только на острове Калимантан и больше нигде в мире. У нас восемь таких экземпляров, это четыре пары.
Другой редкий экземпляр – змея бушмейстер – самая длинная ядовитая змея Нового Света.
– Также у нас в коллекции есть жаоэрмии – змеи из Южного Китая и Северного Вьетнама. Это огромная рептилия – 1,5–2 метра, которая была открыта в 1990 году. И наконец, у нас целый ряд редких мелких гремучих змей – рогатый, гвианский гремучник и просяные гремучники.
"Доят" ли в зоопарке змей
– В Московском зоопарке нет дойки змей, – разочаровывает меня герпетолог. – Мы изучаем поведение змей, но не занимаемся ядами. Ядами занимались в советские времена в серпентариях. С помощью "дойки" герпетологи тогда получали яды из гадюки, гирзы и кобры, на основе которых в дальнейшем производились мази.
В наше время в России остался только один серпентарий, где доят змей, – в Новосибирске, добавил эксперт. Сейчас яд змей используют не как яд, а как сырьё для получения отдельных его компонентов, которые используются в нейрохирургии, кардиологии, при лечении заболеваний крови и онкологических заболеваний, а также в косметологии.
В чём особенности поведения змей
– Змеи – существа сложные, и их сенсорные способности превосходят наши, – рассказывает Олег Шумаков. – Рептилии чувствуют, любят их или нет. Они узнают тех, кто с ними работает, и реагируют на знакомых и незнакомых людей по-разному. Но это не значит, что они с нами дружат и нас любят.
По словам Олега Шумакова, поведение змей очень сильно отличается от поведения млекопитающих, с которыми возможно глубокое взаимодействие и взаимопонимание.
– У крокодилов, птиц, ёжиков и даже у мышей есть игровое поведение, и это точка, через которую можно с ними взаимодействовать, – объясняет зоолог. – А у змей этого нет или их игровое поведение очень сильно отличается от наших представлений.
Также, по словам эксперта, рептилии не имеют постоянной температуры тела, а у млекопитающих, как и у людей, температура тела постоянная.
– Мы с окружающей средой боремся, а змеи под неё подстраиваются, – объясняет специалист. – Это две разные стратегии жизни.
4 мифа о змеях и герпетологах
– Многие думают, что если я герпетолог, то весь искусан змеями, – говорит Олег Шумаков. – Так быть не должно! Если электрика постоянно бьёт током, он должен задуматься о смене профессии – стать, к примеру, сантехником. Так же и при работе с животными.
Олега Шумакова кусала ядовитая змея – щитомордник – всего 1 раз в жизни, и то в экспедиции на Алтае в студенческие времена. Никаких противоядий с собой не было, и он пережил укус за две недели постельного режима.
– Ещё один распространённый миф: если человек занимается змеями, это его любимые животные, – продолжает зоолог. – На самом деле змеи для меня объект интереса, исследования, а мои любимые животные – собаки.
Третий миф: если тебя один раз укусила змея, то ты получил прививку и в следующий раз укус змеи переживёшь легче. По словам эксперта, на самом деле всё как раз наоборот – в следующий раз будет намного тяжелее и последствий больше.
– И четвёртый миф: при укусе змеи обязательно нужно использовать противоядие (сыворотку), – говорит герпетолог. – В некоторых случаях лучше этого не делать, так как сыворотка несёт в себе сильную аллергическую нагрузку. В любом случае это врачебная процедура. Иногда можно обходиться и без сывороток, например используя гемодиализ (удаление из крови вредных веществ). Так, в частности, поступают в Институте имени Склифосовского.
Как производят антидот
По словам Олега Шумакова, каждая сыворотка рассчитана на определённый вид змей или комплекс змей данного региона. В России производится антидот только от укусов обыкновенной гадюки.
– Курам вводится яд змеи, у них начинается иммунный процесс, вырабатываются антитела, и из крови выделяют сыворотку в чистом виде, – поясняет герпетолог. – Эта сыворотка является сырьём, из которого и делают антидот.
Какие змеи обитают в Новой Москве и Подмосковье и как с ними бороться
– В Подмосковье обитает только три вида змей – обыкновенная гадюка (ядовитая змея), уж и медянка (неядовитые змеи). В этом году гадюки ушли в спячку в октябре, так как была очень тёплая осень. Проснутся они тоже в зависимости от погоды – самцы выйдут из спячки с появлением первых проталин в марте-апреле, а самки – в апреле-мае.
Когда просыпаются самцы, начинается сезон турниров, когда они соревнуются между собой в силе и ловкости – это очень красивое зрелище, добавляет эксперт. По итогам турнира каждый самец займёт нужную территорию, проснутся самки, и начнётся сезон спаривания.
– Случаев змеиных укусов в Новой Москве и Подмосковье очень мало, всего несколько десятков за лето, но, если вас укусила гадюка, нужно понимать, что укус несмертелен, – продолжает герпетолог. – Будет интоксикация, будут недомогание и боли в укушенном месте, но вы останетесь живы. К сожалению, склонность к аллергическим реакциям, хронические болезни сердца, почек, поджелудочной железы могут сильно осложнить последствия укуса, иногда до летальных. Опасность представляют также укусы в верхнюю часть туловища, ближе к голове. Поэтому, если укусила змея, нужно принять антигистаминный препарат, возможно, обезболивающий и как можно быстрее обратиться к врачу. Врач уже поставит капельницу и, в некоторых случаях, введёт сыворотку.
Будет ли в Новой Москве нашествие змей в год Змеи
– Нашествия змей не будет, наоборот, с каждым годом их становится всё меньше и меньше. Мы постепенно уничтожаем места обитания змей, и им становится негде жить, – сетует Олег Шумаков. – Но я могу предположить, что в следующем году будет нашествие Новой Москвы на исконный ареал обыкновенных ужей.