Только вот купить билеты на спектакль было невозможно – он прошёл в московском женском СИЗО № 6. В нём отбывают срок девушки, сыгравшие в спектакле
"В СИЗО самые вкусные пирожки", – слышу я в очереди к столу с чаем и угощением. Проверяю: пирожки действительно неплохие, особенно с картошкой. Знакомлюсь с ценителями тюремной выпечки – гостями премьеры: педагогами, психологами и студентами колледжей – и забываю на время, где нахожусь. Но ненадолго – рядом охранники в форме и с рацией.
– Через 10 минут начало! – строго напоминают они.
Спектакль поставила театральная труппа психолога Анны Саранцевой, работающей с отбывающими срок в СИЗО № 6 девушками. Всё началось с киноклуба, участницы которого в прошлом году под руководством Анны поставили спектакль по пьесе психолога и бывшего узника концлагеря Виктора Франкла – "Синхронизация в Биркенвальде".
Франкл – основатель логотерапии – экзистенциальной психотерапии, основанной на поиске смысла существования. А девушкам в стенах СИЗО его обязательно нужно опять обрести, чтобы адаптироваться к новой реальности и двигаться дальше.
В зале суматоха – все ждут важных гостей: "Генерал будет в зале!", "Цыпкин и Хабенский уже на подходе!".
Надзирательницы в форме рассаживают зрителей: первый и второй ряды для ветеранов УИС, а последний – для заключённых девушек, они в зелёной форме, а на головах симпатичные косынки – премьера всё-таки.
Спектакль начинается. "Интуиция" – пьеса с 13-ю монологами о последнем моменте на Земле и жизни после смерти. Эти истории удивительно перекликаются с судьбами девушек, а произнесённые ими фразы звучат двусмысленно: "А то я как представлю лицо Ивана Сергеевича, так душа в пятки, хорошо, что здесь меня не достать..."
Заключённые в образах героев, попавших в Чистилище после смерти, рассказывают, как оказались здесь и ради чего бы вернулись обратно на Землю. Кто-то сожалеет, плачет и не верит, что это конец, пока другие принимают свою судьбу. Там, на Земле (читай, воле), у них остались родные и друзья. Становится понятен выбор пьесы – девушки говорят о себе и для себя, а не для знаменитостей.
– Этот спектакль – вовсе не развлечение для нас. На сцене происходит настоящая реабилитация. Во время репетиций девочки вспоминают детство и порой плачут... Каждая из них получила травму ещё до того, как оказалась здесь. И эта травма сыграла немалую роль в жизни человека. Наша задача в том, чтобы человек, выйдя за пределы СИЗО, полностью проработал эту ситуацию, – объясняет Анна Саранцева.
Несмотря на философский смысл пьесы, в зале находится место и для искреннего смеха. За него спасибо Яне Любаускеке, которая играет колоритного бабника, умершего во время секса. Причитаниями о том, что он мог после ухода в мир иной придавить пузом свою любовницу, актриса взрывает зал.
Ну вот и прозвучал последний, 13-й монолог. Девушки смущённо берутся за руки и выходят на поклон. Их одаривают розами и коробками конфет. На сцену выходят Александр Цыпкин, Константин Хабенский и Анна Саранцева. Кажется, что премьера удалась – со звёздами и довольными зрителями. И только охранники, регулирующие потоки зрителей, и отсутствие окон опять напоминают, что мы в СИЗО, а не в театре.
Я пробираюсь в "закулисье" – актрисы суетятся, поглощая конфеты и пирожки на ходу: нужно спешить на рабочую смену. После ухода со сцены в них что-то изменилось: вышли из образов – и вернулись к себе прежним. Закрылись, стали жёстче. По глазам поняла, что разговаривать не хотят.
Подхожу к той, у которой ещё осталась улыбка. Она сыграла Инструктора Чистилища в спектакле.
– Для нас спектакль – это шаг вперёд и какие-то позитивные эмоции. Потому что здесь "день сурка" – одно и то же день за днём, – всё ещё улыбается она. Её зовут Анна, работает в пекарне в пищеблоке. По образованию педагог английского языка.
– Когда учим слова и готовимся? По вечерам, когда есть свободное время, – отвечает она. Спрашиваю, а как она оказалась в "чистилище"? Тут голос становится тише, а взгляд чуть потухает:
– Статья 228 УК РФ ("Незаконное хранение и сбыт наркотических средств". – Прим. ред.). Поддалась плохому влиянию, послушала не тех людей...
Тут из подсобки вылетает Яна – тот самый бабник-толстяк. Уже в казённой форме, но ещё со следами грима и радостным возбуждением на лице. На месте не стоит – аж подпрыгивает. Говорю ей спасибо за игру и спрашиваю о впечатлениях. Яна хохочет и коротко отвечает фразой своего героя:
– Полный оргазм!