В мире появляется по одному технологическому российскому стартапу в год

Ежегодно в мире рождается по одной частной компании стоимостью 1 млрд долларов в сфере высоких технологий, которую основали россияне, выяснило Metro
В мире появляется по одному технологическому российскому стартапу в год
Валерий Мельников / @ РИА Новости
По мнению экспертов, компания "Яндекс" раньше тоже была "единорогом".

Подсчёт так называемых компаний-"единорогов" совершили в Институте статистических исследований и экономики знаний (ИСИЭЗ) НИУ ВШЭ. 

Как рассказал Metro эксперт центра "Российская кластерная обсерватория" ИСИЭЗ НИУ ВШЭ Кирилл Тюрчев, к "единорогам" относятся частные компании-стартапы с реальной оценкой в 1 млрд долларов, которые не публичны и не разместили свои акции на бирже и привлекают инвестиции у бизнес-ангелов (частных инвесторов, финансирующих рискованные проекты и дающие экспертную поддержку на старте проекта. – Прим. ред.) или венчурных фондов (англ. venture – рискованный, авантюрный), но не у широкого круга инвесторов. 

У руля таких компаний должны находиться её основатели, обладающие как минимум 25% её долей, и возраст таких компаний должен быть до 10 лет. При этом компания обязательно должна быть связана с высокими технологиями.

– "Единороги" – это всегда про прорывные инновации, позволяющие захватить кусок рынка, причём при размещении акций на бирже компания должна раскрывать о себе информацию полностью. "Единорог" является загадкой, многие не знают потенциал такой компании, в том числе и инвесторы. Также "единорог" может хранить секрет своих технологий внутри себя.

Так, по расчётам экспертов на основе баз данных Crunchbase и CB Insights (крупнейшие базы данных по венчурному рынку. – Прим. ред.), по состоянию на конец июня 2023 года в мире действует 1531 компания-"единорог" (в июне 2022 года их было 1302). При этом 38 выходцев из России основали 27 дорогостоящих стартапов, которые поддержали инвестициями 94 фонда, в основном американские (60) и британские (11). 

"Единороги" российского происхождения работают в основном в сфере финансовых технологий и автомобилестроения: создают онлайн-кошельки и криптокошельки, технологии кибербезопасности, блокчейна, то есть технологии безопасности сделок с криптовалютами, а также в сфере электромобилестроения.

Говоря о динамике образования таких компаний выходцами из нашей страны, Кирилл Тюрчев отмечает, что выделяются два пика. Больше всего их появилось в 2011–2013 годах: из 27 компаний свет увидели 12, то есть почти половина.

– Начиная с 2015 года наблюдался второй пик, с 2015 года появилось 9 таких компаний, открывается примерно по одному "единорогу" из России ежегодно.

По его словам, на настоящий момент в самой России нет "единорогов": такие компании российского происхождения регистрируются не в нашей стране, чтобы привлекать деньги зарубежных инвесторов и быть к ним максимально близко. Фактором этого служит в том числе санкционный режим.

Источником финансирования на первоначальном этапе существования таких компаний являются личные деньги их основателей. Они находят идею, презентуют продукт и технологию инвесторам, далее крупные фонды или бизнес-ангелы дают финансы. "Яндекс", "Авито", "ВКонтакте", раньше были "единорогами", вспоминает Тюрчев. Некоторые эксперты называют Telegram также бывшим "единорогом".

Руководитель международной инвестиционно-финансовой группы Business Angels Юрий Матросов считает, что в России сейчас нет "единорогов", так как, во-первых, проекты имеют низкое качество подготовки и идеи сырые: стартапы "придумывают велосипед".

– Во-вторых, низок уровень компетентности и тех людей, кто оценивает проекты. В-третьих, нет дешёвых денег, есть погоня за большими процентами.

По его словам, успешный "единорог" – это уникальная идея и хорошая компетентная команда, а если этого нет, то инвестиции будут убыточными.

Как отмечает Кирилл Тюрчев, чтобы не остаться единственной развивающейся страной без "единорогов", нужна господдержка. Два последних года показали, что компании-единороги перестали быть простым лейблом для успешных стартапов и стали частью инновационной политики ряда стран. Так, в 2022 году Республика Корея анонсировала старт программы «Baby Unicorn 200 Nurturing Project» по отбору и поддержке 200 наиболее перспективных технологических компаний страны и их выращиванию до статуса единорога, а в этом году аналогичную программу «Scale up 100» запустил Европейский союз.

Государству в этом могут помогать технологические гиганты - по этому пути активно идет Китай. Например, Tencent выступает ключевым инвестором в 93 единорога, лидер онлайн-коммерции Alibaba — в 34, а крупнейший в мире производитель смартфонов Xiaomi — в 14.