Более тридцати художников и дизайнеров совместно с учёными в течение трёх недель изучали особенности поведения животных в городской среде.
Птицы толпятся у метро
Дарья Поломар "Орнитогенезис" (выдуманная автором наука, изучающая адаптацию птиц к жизни в мегаполисе)
– Мы слушали лекции учёных по орнитологии, ходили в Зоологический музей МГУ, где я с удивлением узнала, что птицы – прямые потомки динозавров, даже курица (!). Я там увидела настоящее сорочье гнездо, сделанное из алюминиевой проволоки. То есть птицы так адаптируются к жизни среди людей, что даже окурки используют для строительства гнёзд. И я сделала гнездо из проволоки и веток. Яйца фантазийные, потому что птицы в городе мутируют и какие они будут, кто вылупится из алюминиевого гнезда, не понятно. Моя мама назвала эту работу “пособием для ворон”.
Внутри Московской кольцевой автодороги встречается 230 птиц, из них 115 гнездится. Некоторые виды птиц осваивают города буквально на наших глазах, меняя свои повадки. В Москве, как и в других крупных городах, увеличивается численность так называемых синантропных видов – сизого голубя, городского воробья, серой вороны, галки, чёрного стрижа. Михаил Калякин, директор Зоологического музея МГУ
Елена Бойко-Адян "Гули-грязнули". Из серии “Московские голуби”
– Участие в этом проекте – продолжение темы голубей, которых я впервые нарисовала в 1996 году. Меня вдохновил вестибюль метро “Октябрьская” (радиальная), где голуби греются в декоративных проёмах стены. Здесь я воспроизвела ту картину как фон для моих керамических объектов. Каждая фигурка прошла по два обжига. А вообще, я больше по части рыб, в своё время сделала много керамических рыб – у меня даже было прозвище Елена-рыба. Эти голуби – мой первый опыт керамики с птицами.
Много голубей прилетает за едой на карниз моего дома, а я их зарисовываю. На лекциях о птицах меня удивил тот факт, что голуби могут различать цвета, в том числе ультрафиолет, недоступный человеческому глазу.
Водоёмы на окраинах
О рыбах другие участники проекта не рассуждают, но проблемы водоёмов и обитания в них земноводных некоторых художников вдохновили.
Мария Калмыкова "Из жизни земноводных"
Эта красавица-жаба сделана из папье-маше с элементами керамики.
В настоящее время в Москве встречаются 9 видов амфибий и 6 видов рептилий. Сейчас даже на окраинах численность многих из них сократилась до критического уровня. В Красную книгу Москвы занесены гребенчатый тритон, зелёная жаба, веретеница, прыткая ящерица, медянка, уж и гадюка. Краснобрюхая жерлянка признана предположительно вымершей на территории города. Если правильно провести реконструкцию, водоём может стать новым домом для амфибий. Андрей Петровский, учёный, научный сотрудник Института проблем экологии и эволюции РАН
Домашние питомцы в золотых клетках
Творческое объединение TERRA TVORA (Андрей Матершев, Татьяна Иваненко, Евгений Громов, Анна Паргачёва, Николай Немзер) "Москва – золотая клетка"
– Москва – дорогой город, сюда все приезжают зарабатывать деньги, и далеко не каждый успевает обращаться к природе, даже в парк пойти нет времени. От этого страдают не только люди, но прежде всего наши домашние животные. В семье моего сына две собаки, и я вижу, как им порой трудно найти время на долгую прогулку в парке. Моя акварель о том, что собаки и кошки хотят на дачу, люди зарабатывают деньги, а всё остальное – побочный эффект, – говорит автор инсталляции, художник Андрей Матершев.
Лица в свете городских огней
Ирина Гаврилина "Мимикрия"
– Я использовала технику проекционной светографики – быстрый способ преобразиться, не прибегая ни к макияжу, ни к татуировке. Это игра со светом создаёт уникальное изображение, не похожее на то, что получается в фотошопе. Мы брали типичные городские паттерны – то, что мы видим в городе каждый день, всё это на нас отражается, оставляет блики – рельсы, провода, прекрасные витражи на Новослободской…