В мастерских "Своды" художники работают на уникальном оборудовании

В краснокирпичном здании со сводчатым перекрытием на территории Дома культуры "ГЭС-2", где находятся мастерские, в 19-м веке располагались виноводочные склады Смирнова. В длинных коридорах из 14 сводчатых пролётов оборудовано 8 мастерских на 1-м и -1-м этажах
В мастерских "Своды" художники работают на уникальном оборудовании
Василий Кузьмичёнок / Metro
В мастерской 3D-печати художники могут воплотить свои смелые идеи. Художник Алексей Булдаков создаёт свои скульптуры на основе бактериальной целлюлозы.

Столярно-слесарная мастерская

На таком станке мастера и дизайнеры работают над созданием оригинальной мебели.
Василий Кузьмичёнок / Metro
На таком станке мастера и дизайнеры работают над созданием оригинальной мебели.

В центре – фрезеровочный станок с числовым программным управлением, который может резать, наносить гравировку или рельеф на разных материалах: дерево, фанера, пластик, кожа. Дизайнер загружает файл со своим рисунком, оператор создаёт под него программу, станок выдаёт результат. 

В качестве примера продюсер программ "Сводов" Екатерина Зуева показала кресло из фанеры, которое будет сделано из дуба. Но прежде чем приступить к работе с другими материалами, дизайнеры выполняют такие пробные образцы. Возможность создавать пробные модели, ошибаться и экспериментировать – одна из главных ценностей работы с таким оборудованием.

Отдельный зал отдан роборуке Kuka, к ней прилагается несколько насадок под разные задачи. Она может обрабатывать плоские и объёмные материалы. Сейчас робота исследуют на возможность игры на музыкальных инструментах.

Технический специалист "Сводов" Дмитрий Поляков показывает, что умеет роборука.
Василий Кузьмичёнок / Metro
Технический специалист "Сводов" Дмитрий Поляков показывает, что умеет роборука.

– Вообще, роборуки используются на многих производствах, но выполняют они, как правило, одно действие, а нашей повезло: в её жизни нет рутины, – добавил руководитель столярной мастерской Григорий Толчинский.

Швейная и ткацкая мастерские

В "Сводах" есть швейные машинки для работы с любыми тканями.
Василий Кузьмичёнок / Metro
В "Сводах" есть швейные машинки для работы с любыми тканями.

Разные виды швейных машин, два ручных ткацких станка, разноцветные катушки ниток, манекены, гладильная установка – рай для fashion-дизайнеров. 

Гордость мастерской – гобеленовый и жаккардовый станки. Один привезён из Новой Зеландии, второй – из Норвегии, единственный в России жаккардовый станок ТС2 на 2640 нитей. Он позволяет ткать фотографическое изображение и детализированные рисунки абсолютно любых оттенков.

Руководитель швейной мастерской Наталья Цыганкова рассказала, что на этом жаккардовом станке можно ткать изображение фотографической точности.
Василий Кузьмичёнок / Metro
Руководитель швейной мастерской Наталья Цыганкова рассказала, что на этом жаккардовом станке можно ткать изображение фотографической точности.

На станке уже соткали два проекта. Художница Алина Тихонова, которая работает с цифровыми медиа, соткала 9 полотен, визуально отражающих процесс жизненного цикла химической реакции смешения нефти и воды. 

Второй проект делают студенты Строгановского училища, они воссоздают столетние узоры из архивов "Строгановки". Это роскошные флористические узоры, сотканные по старинной технологии. 

– Это будут ткани музейного уровня, но в то же время современные, из которых можно сшить актуальную коллекцию, – сказала руководитель швейной мастерской Наталья Цыганкова.

Керамическая мастерская

Мастер-классы в гончарной мастерской "Сводов" пользуются популярностью у посетителей Дома культуры "ГЭС-2".
Василий Кузьмичёнок / Metro
Мастер-классы в гончарной мастерской "Сводов" пользуются популярностью у посетителей Дома культуры "ГЭС-2".

Это тоже вотчина Натальи Цыганковой. Огромная печь для обжига на 300 литров даёт художникам, предпочитающим работать с глиной, абсолютную свободу творчества. Вторая печь меньше – на 65 литров, в центре гончарный круг, на котором могут работать не только резиденты, но и участники камерных мастер-классов, куда можно записаться на сайте Дома культуры "ГЭС-2" и, например, своими руками сделать фарфоровую статуэтку или глиняную вазу. 

Мастерская 3D-печати 

Самая востребованная мастерская у художников. На 3D-принтерах разных видов они получают пластиковые образцы своих будущих творений. Один из резидентов восстанавливает мозаики и декоративные элементы в архитектуре Узбекистана, сейчас части мозаик напоминают пазл, из которого предстоит собрать дивный город. Рядом – заготовки для скульптуры Алексея Булдакова. Он создаёт скульптуры на основе бактериальной целлюлозы (что-то вроде чайного гриба). Заготовки печатает на 3D-принтерах, среди разрозненных фрагментов узнаются части головы буйвола. 

Части скульптур Алексея Булдакова – не самое странное, что можно увидеть в мастерской 3D-печати.
Василий Кузьмичёнок / Metro
Части скульптур Алексея Булдакова – не самое странное, что можно увидеть в мастерской 3D-печати.

Студия звукозаписи 

В пространстве со звукоотражающими панелями расположено два тон-зала: один для записи живого звука, где может разместиться оркестр из 30 музыкантов, второй – для записи отдельных инструментов и вокала. 

Студия звукозаписи предназначена для оркестра из 30 музыкантов.
Василий Кузьмичёнок / Metro
Студия звукозаписи предназначена для оркестра из 30 музыкантов.

Отдельная комната предназначена для записи электронной музыки. Современные ретросинтезаторы, диджейский пульт, много микрофонов…

Звукоинженер Александр Бодяковский виртуозно миксует мелодии.
Василий Кузьмичёнок / Metro
Звукоинженер Александр Бодяковский виртуозно миксует мелодии.

Фотолаборатория 

Особенно это соседство ощущается в фотолаборатории, где есть всё для цифровой и аналоговой печати. А также горизонтальный фотоувеличитель 1980-х годов, купленный у частного коллекционера (раньше подобные фотоувеличители стояли в лабораториях фотохроники ТАСС).

Руководитель фотолаборатории Андрей Шагин показал нам увеличитель и проявочную машину, возможности цветокоррекции и красные лампы – всё как тогда. А когда? Я не помню времени, когда фотографии проявляли в тёмной ванной, в фотосалонах стоял белый экран, но кажется, будто всё это до боли знакомо. Видимо, у современных художников возникает такая же потребность в чём-то настоящем и рукотворном, и они всё чаще используют в своих проектах аналоговую фотографию. 

Руководитель фотолаборатории Андрей Шагин демонстрирует, как работает фотоувеличитель. Сегодня далеко не все представляют себе, как происходил процесс проявки фотографии в 20-м веке.
Василий Кузьмичёнок / Metro
Руководитель фотолаборатории Андрей Шагин демонстрирует, как работает фотоувеличитель. Сегодня далеко не все представляют себе, как происходил процесс проявки фотографии в 20-м веке.
"Своды" – пространство для художников и представителей других творческих профессий, но попасть туда может любой желающий, записавшись на медиаторский тур по "Сводам" или один из мастер-классов на сайте Дома культуры "ГЭС-2"