Столярно-слесарная мастерская
В центре – фрезеровочный станок с числовым программным управлением, который может резать, наносить гравировку или рельеф на разных материалах: дерево, фанера, пластик, кожа. Дизайнер загружает файл со своим рисунком, оператор создаёт под него программу, станок выдаёт результат.
В качестве примера продюсер программ "Сводов" Екатерина Зуева показала кресло из фанеры, которое будет сделано из дуба. Но прежде чем приступить к работе с другими материалами, дизайнеры выполняют такие пробные образцы. Возможность создавать пробные модели, ошибаться и экспериментировать – одна из главных ценностей работы с таким оборудованием.
Отдельный зал отдан роборуке Kuka, к ней прилагается несколько насадок под разные задачи. Она может обрабатывать плоские и объёмные материалы. Сейчас робота исследуют на возможность игры на музыкальных инструментах.
– Вообще, роборуки используются на многих производствах, но выполняют они, как правило, одно действие, а нашей повезло: в её жизни нет рутины, – добавил руководитель столярной мастерской Григорий Толчинский.
Швейная и ткацкая мастерские
Разные виды швейных машин, два ручных ткацких станка, разноцветные катушки ниток, манекены, гладильная установка – рай для fashion-дизайнеров.
Гордость мастерской – гобеленовый и жаккардовый станки. Один привезён из Новой Зеландии, второй – из Норвегии, единственный в России жаккардовый станок ТС2 на 2640 нитей. Он позволяет ткать фотографическое изображение и детализированные рисунки абсолютно любых оттенков.
На станке уже соткали два проекта. Художница Алина Тихонова, которая работает с цифровыми медиа, соткала 9 полотен, визуально отражающих процесс жизненного цикла химической реакции смешения нефти и воды.
Второй проект делают студенты Строгановского училища, они воссоздают столетние узоры из архивов "Строгановки". Это роскошные флористические узоры, сотканные по старинной технологии.
– Это будут ткани музейного уровня, но в то же время современные, из которых можно сшить актуальную коллекцию, – сказала руководитель швейной мастерской Наталья Цыганкова.
Керамическая мастерская
Это тоже вотчина Натальи Цыганковой. Огромная печь для обжига на 300 литров даёт художникам, предпочитающим работать с глиной, абсолютную свободу творчества. Вторая печь меньше – на 65 литров, в центре гончарный круг, на котором могут работать не только резиденты, но и участники камерных мастер-классов, куда можно записаться на сайте Дома культуры "ГЭС-2" и, например, своими руками сделать фарфоровую статуэтку или глиняную вазу.
Мастерская 3D-печати
Самая востребованная мастерская у художников. На 3D-принтерах разных видов они получают пластиковые образцы своих будущих творений. Один из резидентов восстанавливает мозаики и декоративные элементы в архитектуре Узбекистана, сейчас части мозаик напоминают пазл, из которого предстоит собрать дивный город. Рядом – заготовки для скульптуры Алексея Булдакова. Он создаёт скульптуры на основе бактериальной целлюлозы (что-то вроде чайного гриба). Заготовки печатает на 3D-принтерах, среди разрозненных фрагментов узнаются части головы буйвола.
Студия звукозаписи
В пространстве со звукоотражающими панелями расположено два тон-зала: один для записи живого звука, где может разместиться оркестр из 30 музыкантов, второй – для записи отдельных инструментов и вокала.
Отдельная комната предназначена для записи электронной музыки. Современные ретросинтезаторы, диджейский пульт, много микрофонов…
Фотолаборатория
Особенно это соседство ощущается в фотолаборатории, где есть всё для цифровой и аналоговой печати. А также горизонтальный фотоувеличитель 1980-х годов, купленный у частного коллекционера (раньше подобные фотоувеличители стояли в лабораториях фотохроники ТАСС).
Руководитель фотолаборатории Андрей Шагин показал нам увеличитель и проявочную машину, возможности цветокоррекции и красные лампы – всё как тогда. А когда? Я не помню времени, когда фотографии проявляли в тёмной ванной, в фотосалонах стоял белый экран, но кажется, будто всё это до боли знакомо. Видимо, у современных художников возникает такая же потребность в чём-то настоящем и рукотворном, и они всё чаще используют в своих проектах аналоговую фотографию.
"Своды" – пространство для художников и представителей других творческих профессий, но попасть туда может любой желающий, записавшись на медиаторский тур по "Сводам" или один из мастер-классов на сайте Дома культуры "ГЭС-2"