Депутаты "Единой России" и Минпромторг занялись патернализмом, то есть защитой отечественного производителя: они подготовили законопроект, который заставит магазины и торговые сети с оборотом свыше 2 млрд рублей в год размещать на отдельно маркированных полках произведённые в России промышленные непродовольственные товары.
По мнению авторов законопроекта, нововведение позволит повысить конкурентоспособность и ускорить технологическое развитие российских производителей. Минпромторг будет определять долю отечественных товаров на "российской полке" по различным наименованиям, а контролировать исполнение этих норм будет Роспотребнадзор.
На втором этапе нововведение может быть распространено и на продовольствие.
Как рассказал Metro юрист Николай Вознесенский, таким прямым государственным регулированием не создаётся рисков для добросовестной конкуренции, поскольку продвижение отечественных товаров не происходит за счёт других товаров, не подпадающих под регулирование, и их доля на рынке не уменьшается.
По факту многие товары зарубежных брендов могут быть произведены в России, но могут не оказаться на такой "российской полке", опасается юрист.
– Маркирование этой полки не должно вводить потребителя в заблуждение, – предупреждает собеседник.
Председатель Союза потребителей России Пётр Шелищ не видит необходимости в требованиях к торговым сетям размещать отечественные товары на отдельных полках.
– Они продают то, что выгодно продавать, а продают они выгодно то, на что есть спрос. Поэтому смысла нет в нововведении. И что это за российские товары? Очень много производится у нас путём переупаковки китайских товаров. Кто это будет проверять? Как будет проверять? Будет проверять якобы Роспотребнадзор, но сейчас у него мораторий на проверки, – говорит Пётр Шелищ.
По его словам, от нововведения может расцвести теневой рынок.
– К чему люди привыкли, то они и будут искать, чтобы купить, – опасается эксперт.
Маркетолог Николай Григорьев уверен, что вопросами раскладки внутри магазинов должны заниматься товароведы, а не государство.
– Никто не спрашивал покупателей, нужно ли им это, неизвестно, как потребители отреагируют, – обращает он внимание.