МОСКВА

В квартире Майи Плисецкой – духи "Бандит", хоккейные клюшки и литографии Марка Шагала

Репортёр Metro посетила музей-квартиру Майи Плисецкой и удивилась скромной обстановке, в которой жила звезда мирового балета
Сотрудники Бахрушинского музея полностью сохранили обстановку, в которой жили Майя Плисецкая и Родион Щедрин.
Василий Кузьмиченок / Metro

В феврале 2022 года композитор Родион Щедрин, муж Майи Плисецкой, подарил их квартиру вместе со всеми вещами, коллекцией фотографий, рукописей, костюмов Театральному музею им. А. А. Бахрушина. 

В доме № 25 по Тверской улице, на пересечении с Мамоновским переулком, Майя Плисецкая и Родион Щедрин постоянно жили с 1963 по 1990 год. И потом часто приезжали сюда из Мюнхена.

Нет ощущения, что ты пришёл в музей, кажется – в гости. Заходишь в подъезд жилого дома, поднимаешься на лифте на 6-й этаж, проходишь в квартиру 31, и с порога чувствуется атмосфера уюта. Вещи сохранили тепло от прикосновений и выступают самыми верными свидетелями жизни и любви, неожиданных историй и неизвестных фактов – о них и расскажем.

Прихожая

На столике в прихожей стоят куклы из Японии и Казани и плюшевый мишка в футболке "Сапсан".
Василий Кузьмиченок / Metro

– Последний раз Майя Плисецкая была здесь в 2015 году незадолго до своей смерти. Ехала из Санкт-Петербурга на "Сапсане" и, когда по вагону проезжала тележка с сувенирами, купила плюшевого мишку. Теперь он стоит у зеркала в прихожей, где она его тогда оставила, – рассказала Анастасия Лебедева, научный сотрудник Театрального музея им. Бахрушина. 

В прихожей можно увидеть небольшую коллекцию кукол из разных стран: кукла-татарка, кукла-испанка, кукла-японка…

– С Японией связана судьба тёти Майи Михайловны – Суламифь Мессерер, в прошлом прима-балерины Большого театра. Она основала в Японии Школу русского балета им. Чайковского и сама обучала японских танцовщиц классическому балету. После ареста родителей Майи Плисецкой именно сестра её мамы Суламифь Мессерер удочерила Майю, и девочка избежала детского дома, получив возможность заниматься балетом.

Гостиная

На двери можно увидеть афишу балета "Чайка" Родиона Щедрина, поставленный самой Майей Плисецкой в Италии.
Василий Кузьмиченок / Metro

В серванте расставлены фигурки лебедей: из фарфора, хрусталя, металла… Это напоминание о самой известной партии Майи Плисецкой – Одетты-Одиллии в балете "Лебединое озеро". На сцене Большого театра она исполняла эту партию более 800 раз. 

– Чтобы достоверно исполнить эту роль, она посещала Московский зоопарк и наблюдала за лебедями. Главным выразительным средством в танце Плисецкой были её руки – как крылья. Другой номер, связанный с образом лебедя, – "Умирающий лебедь" на музыку Сен-Санса. В 1993 году она танцевала его на сцене Большого театра на вечере в честь 50-летия своей творческой деятельности (тогда балерине было 68 лет. – Прим. авт) – под фортепиано и виолончель. Партию виолончели исполнял Мстислав Ростропович – хороший друг семьи, который часто бывал в гостях у Плисецкой и Щедрина, – пояснила Анастасия Лебедева.

По ее словам, гости редко собирались в гостиной, чаще на кухне. Редко пользовались фарфоровыми сервизами и бокалами. Хозяйка дома алкоголь вообще не пила – предпочитала чай из обычного гранённого стакана.

– Как вспоминал её двоюродный брат – художник Борис Мессерер, – за этим столом Майя устраивала маленькие ланчи, состоящие из кусочков фруктов, овощей, рыбы и мяса.

Гардеробная

Эти платья Пьера Кардена балерина носила с узкими брюками.
Василий Кузьмиченок / Metro

Насколько Майя Плисецкая была неприхотлива в быту, настолько избирательна в одежде. Она считала необходимым красиво и элегантно одеваться – в любой ситуации. "Для меня в мире моды всё начинается и заканчивается Пьером Карденом", – говорила Плисецкая. Но до знакомства с французским кутюрье в 1959 году она 6 лет была невыездной. Как ей удавалось держать стиль в условиях советского дефицита?

– На помощь приходила некая спекулянтка Клара, которая закупалась у жён дипломатов и продавала всё втридорога, в основном невыездным артистам Большого театра. Чтобы заработать на Кларины сокровища, Майя Плисецкая должна была подрабатывать и танцевала в сельских клубах, домах культуры. Зато окружающие считали балерину модницей, за что, кстати, её иногда осуждали, – сказала Анастасия Лебедева.

Ив Сен-Лоран создал для Майи Плисецкой костюм из ткани всех оттенков розового.
Василий Кузьмиченок / Metro

В шкафу, как драгоценность, хранится костюм из балета "Гибель розы" по стихотворению Уильяма Блейка в постановке Ролана Пети. Платье разных оттенков розового создал для Майи Плисецкой знаменитый дизайнер Ив Сен-Лоран. За соседней створкой – чёрный костюм из балета "Кармен-сюита" в постановке Альберто Алонсо. По замыслу художника Бориса Мессерера, действие происходило на арене для боя быков, вокруг которой были расставлены 12 стульев – для 12 присяжных.

Партия Кармен в балете "Кармен-сюита" на музыку Родиона Щедрина – одна из главных для Майи Плисецкой.
Василий Кузьмиченок / Metro

– Майя Михайловна очень любила корриду и однажды выпрыгнула на арену во время исполнения боя ко всеобщему восторгу тореадора и зрителей, – добавила Анастасия Лебедева.

Две литографии Марка Шагала сотрудники Бахрушинского музея обнаружили в сундуке.
Фото автора

Именно в гардеробной, в сундуке, сотрудники музея обнаружили две литографии Марка Шагала с дарственными надписями "Для Майечки с любовью" и "Для Майечки с сердечным приветом". На одной изображён юноша, играющий на свирели на фоне скрипки и белого голубя мира. На второй – цветочная композиция, мирная деревня, мать с младенцем и ангел, который также символизирует мир и покой. Прошедший через все трагедии ХХ века художник считал, что искусство может примирить человечество. 

Кабинет Родиона Щедрина

В качестве ярких акцентов интерьера в кабинете композитора – керамическая композиция и ковёр французского художника Фернана Леже.
Василий Кузьмиченок / Metro

 

По всему кабинету Родиона Щедрина расставлены фотографии его любимой жены – Майи Плисецкой.
Василий Кузьмиченок / Metro

Партитуры, фотографии, концертный фрак, яркий ковёр работы французского художника Фернана Леже – мужа Нади Леже, лучшей подруги Майи Плисецкой… И вдруг – две хоккейные клюшки с автографами.

Майя Плисецкая и Родион Щедрин были страстными спортивными болельщиками.
Фото автора

– Майя Плисецкая и Родион Щедрин были страстными спортивными болельщиками. Но они болели не за определённые команды – у них были любимые игроки. К сожалению, именно во время футбольного матча в Мюнхене между местной "Баварией" и берлинской "Гертой" Майе Михайловне стало плохо с сердцем, её увезли в больницу, где она умерла, не дожив несколько дней до своего 90-летия.

Спальня

В спальне также можно увидеть ковёр авторства художника Фернана Леже.
Василий Кузьмиченок / Metro

 

Лиля Брик познакомила Майю Плисецкую с Родионом Щедриным, который стал её мужем, а также с Надей Леже, которая стала её лучшей подругой.
Фото автора

В центре фотокомпозиции – портрет Лили Брик. В 1955 году возлюбленная Владимира Маяковского устроила вечер, посвящённый Жерару Филипу, где представила друг другу Майю Плисецкую и Родиона Щедрина. Через три года это знакомство переросло в любовь, которая с годами становилась сильнее. 

– В интервью Владимир Познер спросил Родиона Щедрина: "Назовите три ваших заветных желания". Он ответил: "Быть со своей женой. Быть со своей женой. Быть со своей женой", – напомнила Анастасия.

Сотрудники музея планируют купить духи "Бандит", чтобы посетители могли услышать любимый аромат Майи Плисецкой.
Фото автора

На трюмо, перед которым Майя Плисецкая сама наносила грим и макияж (неповторимые чёрные стрелки и красные губы!), всегда стоял флакон духов "Бандит" Роберта Пиге. 

– Впервые эти духи ей подарила Лиля Брик. Майя Михайловна сразу влюбилась в этот аромат и с тех пор ему не изменяла, – продолжает экскурсовод. 

Этот кукольный сервиз Майя Плисецкая берегла всю свою жизнь как воспоминание о родителях.
Василий Кузьмиченок / Metro

Рядом с фотографиями в серванте стоит кукольный сервиз – фарфоровое воспоминание о детстве. 

– Отец будущей балерины, дипломат Михаил Плисецкий, был генеральным консулом СССР на норвежском острове Шпицберген. Семья ехала туда проездом через Осло, где они зашли в магазин и мама – актриса немого кино Рахиль Мессерер – приобрела для дочки простенькое платье. Майя так понравилась хозяйке магазина, что та подарила ей миниатюрный сервиз. Майя хранила его всю жизнь – как напоминание о родителях. В 1935 году был арестован её отец, в 1938 году – мать, – сказала сотрудница музея.  

Кухня

Даже на кухне Майя Плисецкая репетировала роли. Впрочем, по воспоминаниям Родиона Щедрина, дома она была совсем не похожа на роковую женщину, которой становилась на сцене.
Василий Кузьмиченок / Metro

Как поведала Анастасия Лебедева, на этой кухне Лиля Брик учила домработницу Плисецкой Катю секретам кулинарного мастерства. 

– Сама Майя Михайловна не готовила, могла разве что пожарить яичницу. Но когда они переехали в Мюнхен, потихоньку приобщилась к хозяйству – варила куриные супы, солила лисички. Родион Щедрин писал: "В Майе всё мило: как она на кухне пьёт воду, как раскладывает пасьянсы. В домашней обстановке нет и намёка на ту роковую женщину, которой она была на сцене… Но даже здесь, с кусочком курицы в зубах, Майя репетировала Кармен". 

Четыре портрета Майи Плисецкой 

Артур Фонвизин. Портрет Майи Плисецкой. Балерина любила позировать художникам и могла долго сидеть не меняя позы.
Василий Кузьмиченок / Metro

Художник Артур Фонвизин – учитель двоюродного брата Плисецкой Бориса Мессерера – нарисовал её в костюме Одетты-Одиллии. Балерина любила позировать и могла долго сидеть не меняя позы. Позже за цикл портретов артистов Большого театра Артур Фонвизин получил золотую медаль на Всемирной выставке в Берлине. 

Арутюн Галенц. Портрет Майи Плисецкой. Ей самой очень нравился этот портрет, состоящий из ярких цветов и как будто острых углов.
Василий Кузьмиченок / Metro

 

Арутюн Галенц. Портрет Майи Плисецкой. Художник считал, что рисовать балерину надо без костюма и грима, но так, чтобы зритель сразу понял: это – балерина.
Василий Кузьмиченок / Metro

Два портрета балерины выполнил армянский художник Арутюн Галенц (в Ереване есть его музей). Он считал, что нельзя писать балерину танцующей или в балетном костюме, но надо нарисовать портрет так, чтобы зритель сам догадался, что изображена балерина.

Владимир Шахмейстер. Портрет Майи Плисецкой. С 1977 года художник рисовал только Майю Плисецкую.
Фото автора

С 1977 года Владимир Шахмейстер рисовал только портреты Майи Плисецкой – всё по памяти, балерина ему не позировала. Таких портретов, сделанных тушью, у него накопилось больше тысячи. Рисовал для себя, некоторые рисунки дарил своей музе. Она принимала их с благодарностью и ценила талант программиста, которого нечаянно вдохновила начать рисовать.

Читайте также: "У каждой профессиональной танцовщицы есть свой секрет – как быстрее залечивать раны"

Майя Плисецкая как никто умела носить шляпы Пьера Кардена.1/4
Василий Кузьмиченок / Metro