В феврале 2022 года композитор Родион Щедрин, муж Майи Плисецкой, подарил их квартиру вместе со всеми вещами, коллекцией фотографий, рукописей, костюмов Театральному музею им. А. А. Бахрушина.
В доме № 25 по Тверской улице, на пересечении с Мамоновским переулком, Майя Плисецкая и Родион Щедрин постоянно жили с 1963 по 1990 год. И потом часто приезжали сюда из Мюнхена.
Нет ощущения, что ты пришёл в музей, кажется – в гости. Заходишь в подъезд жилого дома, поднимаешься на лифте на 6-й этаж, проходишь в квартиру 31, и с порога чувствуется атмосфера уюта. Вещи сохранили тепло от прикосновений и выступают самыми верными свидетелями жизни и любви, неожиданных историй и неизвестных фактов – о них и расскажем.
Прихожая
– Последний раз Майя Плисецкая была здесь в 2015 году незадолго до своей смерти. Ехала из Санкт-Петербурга на "Сапсане" и, когда по вагону проезжала тележка с сувенирами, купила плюшевого мишку. Теперь он стоит у зеркала в прихожей, где она его тогда оставила, – рассказала Анастасия Лебедева, научный сотрудник Театрального музея им. Бахрушина.
В прихожей можно увидеть небольшую коллекцию кукол из разных стран: кукла-татарка, кукла-испанка, кукла-японка…
– С Японией связана судьба тёти Майи Михайловны – Суламифь Мессерер, в прошлом прима-балерины Большого театра. Она основала в Японии Школу русского балета им. Чайковского и сама обучала японских танцовщиц классическому балету. После ареста родителей Майи Плисецкой именно сестра её мамы Суламифь Мессерер удочерила Майю, и девочка избежала детского дома, получив возможность заниматься балетом.
Гостиная
В серванте расставлены фигурки лебедей: из фарфора, хрусталя, металла… Это напоминание о самой известной партии Майи Плисецкой – Одетты-Одиллии в балете "Лебединое озеро". На сцене Большого театра она исполняла эту партию более 800 раз.
– Чтобы достоверно исполнить эту роль, она посещала Московский зоопарк и наблюдала за лебедями. Главным выразительным средством в танце Плисецкой были её руки – как крылья. Другой номер, связанный с образом лебедя, – "Умирающий лебедь" на музыку Сен-Санса. В 1993 году она танцевала его на сцене Большого театра на вечере в честь 50-летия своей творческой деятельности (тогда балерине было 68 лет. – Прим. авт) – под фортепиано и виолончель. Партию виолончели исполнял Мстислав Ростропович – хороший друг семьи, который часто бывал в гостях у Плисецкой и Щедрина, – пояснила Анастасия Лебедева.
По ее словам, гости редко собирались в гостиной, чаще на кухне. Редко пользовались фарфоровыми сервизами и бокалами. Хозяйка дома алкоголь вообще не пила – предпочитала чай из обычного гранённого стакана.
– Как вспоминал её двоюродный брат – художник Борис Мессерер, – за этим столом Майя устраивала маленькие ланчи, состоящие из кусочков фруктов, овощей, рыбы и мяса.
Гардеробная
Насколько Майя Плисецкая была неприхотлива в быту, настолько избирательна в одежде. Она считала необходимым красиво и элегантно одеваться – в любой ситуации. "Для меня в мире моды всё начинается и заканчивается Пьером Карденом", – говорила Плисецкая. Но до знакомства с французским кутюрье в 1959 году она 6 лет была невыездной. Как ей удавалось держать стиль в условиях советского дефицита?
– На помощь приходила некая спекулянтка Клара, которая закупалась у жён дипломатов и продавала всё втридорога, в основном невыездным артистам Большого театра. Чтобы заработать на Кларины сокровища, Майя Плисецкая должна была подрабатывать и танцевала в сельских клубах, домах культуры. Зато окружающие считали балерину модницей, за что, кстати, её иногда осуждали, – сказала Анастасия Лебедева.
В шкафу, как драгоценность, хранится костюм из балета "Гибель розы" по стихотворению Уильяма Блейка в постановке Ролана Пети. Платье разных оттенков розового создал для Майи Плисецкой знаменитый дизайнер Ив Сен-Лоран. За соседней створкой – чёрный костюм из балета "Кармен-сюита" в постановке Альберто Алонсо. По замыслу художника Бориса Мессерера, действие происходило на арене для боя быков, вокруг которой были расставлены 12 стульев – для 12 присяжных.
– Майя Михайловна очень любила корриду и однажды выпрыгнула на арену во время исполнения боя ко всеобщему восторгу тореадора и зрителей, – добавила Анастасия Лебедева.
Именно в гардеробной, в сундуке, сотрудники музея обнаружили две литографии Марка Шагала с дарственными надписями "Для Майечки с любовью" и "Для Майечки с сердечным приветом". На одной изображён юноша, играющий на свирели на фоне скрипки и белого голубя мира. На второй – цветочная композиция, мирная деревня, мать с младенцем и ангел, который также символизирует мир и покой. Прошедший через все трагедии ХХ века художник считал, что искусство может примирить человечество.
Кабинет Родиона Щедрина
Партитуры, фотографии, концертный фрак, яркий ковёр работы французского художника Фернана Леже – мужа Нади Леже, лучшей подруги Майи Плисецкой… И вдруг – две хоккейные клюшки с автографами.
– Майя Плисецкая и Родион Щедрин были страстными спортивными болельщиками. Но они болели не за определённые команды – у них были любимые игроки. К сожалению, именно во время футбольного матча в Мюнхене между местной "Баварией" и берлинской "Гертой" Майе Михайловне стало плохо с сердцем, её увезли в больницу, где она умерла, не дожив несколько дней до своего 90-летия.
Спальня
В центре фотокомпозиции – портрет Лили Брик. В 1955 году возлюбленная Владимира Маяковского устроила вечер, посвящённый Жерару Филипу, где представила друг другу Майю Плисецкую и Родиона Щедрина. Через три года это знакомство переросло в любовь, которая с годами становилась сильнее.
– В интервью Владимир Познер спросил Родиона Щедрина: "Назовите три ваших заветных желания". Он ответил: "Быть со своей женой. Быть со своей женой. Быть со своей женой", – напомнила Анастасия.
На трюмо, перед которым Майя Плисецкая сама наносила грим и макияж (неповторимые чёрные стрелки и красные губы!), всегда стоял флакон духов "Бандит" Роберта Пиге.
– Впервые эти духи ей подарила Лиля Брик. Майя Михайловна сразу влюбилась в этот аромат и с тех пор ему не изменяла, – продолжает экскурсовод.
Рядом с фотографиями в серванте стоит кукольный сервиз – фарфоровое воспоминание о детстве.
– Отец будущей балерины, дипломат Михаил Плисецкий, был генеральным консулом СССР на норвежском острове Шпицберген. Семья ехала туда проездом через Осло, где они зашли в магазин и мама – актриса немого кино Рахиль Мессерер – приобрела для дочки простенькое платье. Майя так понравилась хозяйке магазина, что та подарила ей миниатюрный сервиз. Майя хранила его всю жизнь – как напоминание о родителях. В 1935 году был арестован её отец, в 1938 году – мать, – сказала сотрудница музея.
Кухня
Как поведала Анастасия Лебедева, на этой кухне Лиля Брик учила домработницу Плисецкой Катю секретам кулинарного мастерства.
– Сама Майя Михайловна не готовила, могла разве что пожарить яичницу. Но когда они переехали в Мюнхен, потихоньку приобщилась к хозяйству – варила куриные супы, солила лисички. Родион Щедрин писал: "В Майе всё мило: как она на кухне пьёт воду, как раскладывает пасьянсы. В домашней обстановке нет и намёка на ту роковую женщину, которой она была на сцене… Но даже здесь, с кусочком курицы в зубах, Майя репетировала Кармен".
Четыре портрета Майи Плисецкой
Художник Артур Фонвизин – учитель двоюродного брата Плисецкой Бориса Мессерера – нарисовал её в костюме Одетты-Одиллии. Балерина любила позировать и могла долго сидеть не меняя позы. Позже за цикл портретов артистов Большого театра Артур Фонвизин получил золотую медаль на Всемирной выставке в Берлине.
Два портрета балерины выполнил армянский художник Арутюн Галенц (в Ереване есть его музей). Он считал, что нельзя писать балерину танцующей или в балетном костюме, но надо нарисовать портрет так, чтобы зритель сам догадался, что изображена балерина.
С 1977 года Владимир Шахмейстер рисовал только портреты Майи Плисецкой – всё по памяти, балерина ему не позировала. Таких портретов, сделанных тушью, у него накопилось больше тысячи. Рисовал для себя, некоторые рисунки дарил своей музе. Она принимала их с благодарностью и ценила талант программиста, которого нечаянно вдохновила начать рисовать.