В Калуге во время немецкой оккупации в 1941 году появилось ближайшее к Москве еврейское гетто

Оно появилось буквально через несколько недель после оккупации и просуществовало почти два месяца.
В Калуге во время немецкой оккупации в 1941 году появилось ближайшее к Москве еврейское гетто
предоставлено НПЦ «Холокост»
Кооперативный посёлок, где размещалось Калужское гетто. Январь 1942 г.

Узники Калужского гетто были спасены 30 декабря 1941 года,  в ходе контрнаступления Красной армии под Москвой. Оно стало первым освобождённым еврейским гетто Европы.

Кооперативный посёлок

В 1939 году в Калуге проживало около двух тысяч евреев. Во время оккупации большинство из них бежали на восток, а в городе, по разным оценкам, остались от 154 до 156 человек, в основном женщины, дети, старики и инвалиды. 

8 ноября 1941 года было размещено специальное объявление военного коменданта Калуги и городского головы "Об ограничении прав жидов". Евреям отводился срок для регистрации в городской управе, предписывалось создание гетто "в одном из кварталов вблизи от окраины". 

– Гетто расположилось в районе кооперативного посёлка, на месте бывшего женского монастыря. Узникам, выселенным из своих квартир,  разрешили взять с собой только то, что можно унести в руках или привезти на санках, – рассказывает Metro сопредседатель центра «Холокост», профессор РГГУ Илья Александрович Альтман. – Но и этого часто не удавалось: полицаи отбирали у евреев вещи, деньги, даже музыкальные инструменты. Не гнушались этим и сами нацисты – они, по воспоминаниям уцелевших узников, систематически устраивали в гетто обыски и отбирали у заключённых одежду, обувь, одеяла и посуду, которые у них ещё оставались.

Обыски всегда сопровождались жестокими избиениями, а иногда и убийствами. Например, парализованного старика Гершковича облили бензином и сожгли заживо. Старосту Френкеля избили только за то, что в списке узников он использовал слова "еврей" и "еврейский" вместо "жид" и "жидовский".

Жёлтая метка

На улицах Калуги немцы развешивали плакаты, обвиняя евреев в большевизме и развязывании войны и очерняя их таким образом перед местными жителями.

– В Калужском гетто существовал особый вид опознавательного знака – жёлтая пятиконечная звезда,  – наглядный символ того, что главные враги рейха – коммунисты и евреи, – объясняет Альтман. – Звезду требовалось нашить на одежду справа на груди и на спине. В диаметре она должна была быть 8 см.

Евреи жили в бывших монашеских кельях без отопления, еды и воды. В гетто содержалось 46 детей до 14 лет, а мужчин трудоспособного возраста было всего 17 человек, остальные – либо старики, либо больные. Тем не менее ежедневно всех гнали на самую грязную работу – уборку трупов, чистку выгребных ям, переноску тяжёлых грузов и т. п. 

Евреям было запрещено посещать общественные места, контактировать с местными жителями, они не имели права пользоваться электричеством и ходить в баню. 

Калужане ждут памятник

За укрытие евреев оккупанты угрожали казнью 15 русских за 1 найденного "жида". Но даже несмотря на это некоторые калужане помогали узникам, передавая в гетто еду и лекарства, а также прятали евреев у себя.

Зубного врача Слонимскую укрывала нормировщица Калужского завода Наркомата путей сообщения Галина Семёновна Шарова. Своих учеников и их родителей укрывала педагог с характерной фамилией Добронравова. Позже "укрыватели" на международном уровне были объявлены  "праведниками мира".

    – К сожалению, история этого гетто ещё недостаточно осознана в нашей стране, – считает Альтман. –  Поэтому в Калуге сегодня по-прежнему нет ни памятника погибшим, ни мемориальной доски с напоминанием об этих событиях. Калуга всё ещё ждёт своего признания.

Кроме того. Из сочинения узника гетто, ученика 4-го класса школы № 1 Юрия Германа:

"Однажды вечером пришли немцы из госпиталя. Им нужны были одеяла, подушки, простыни, тарелки, скатерти и т. д. Что им нравилось, то они и брали. Дошла очередь и до нашей квартиры. Немцы у нас взяли лампу. На другой день пришёл немец, снял с ног моего дедушки валенки и сказал ему: "Если не снимешь, расстреляю, ты ж ведь дома, а я на фронте, понял?" Делать было нечего, отдали валенки. Но вот пришёл им конец. 21 декабря в посёлок пришли немцы и подожгли его. Нам пришлось выйти из горящего дома. Были убитые. Нам пришлось быть в бомбоубежище и у знакомых, пока не наступило 30 декабря. В ночь на 30 декабря был ожесточённый бой. Наутро в городе Калуге были наши. Радости не было конца!"