Несколько десятков темнокожих женщин собрались возле, как кажется, давно заброшенного золотого рудника в южноафриканской глуши. В их руках картонные плакаты с надписями: "Скажи нет их выкуриванию!" и "Свободу нашим братьям!". На них направлены камеры нескольких мировых СМИ.
Эти женщины пытаются отстоять право своих мужей или родственников на добычу полезных ископаемых в этой богом забытой шахте. Однако их деятельность незаконна.
На сегодняшний день от взора властей в Южной Африке укрывается порядка 100 000 кустарных старателей. И недавно правительство объявило им полномасштабную войну. Например, в руднике, расположенном недалеко от города Стилфонтейн, полицейские отрезали шахтёров от поставок воды и продовольствия. Таким образом их надеются достать из-под земли и задержать. И результаты подобной стратегии не заставили себя долго ждать — на поверхность подняли тело первого погибшего.
Зама замас
Местные называют нелегальных старателей zama zamas. Рост их числа связан с тем, что в стране незаконсервированными остались тысячи заброшенных шахт, которыми ранее владели крупные транснациональные корпорации. Их богатства манят всё больше энтузиастов. Также среди них большое количество уволенных с этих же шахт рабочих. Эти люди делают единственное, что умеют, — спускаются под землю, объяснил CNN Дэвид Ван Вик, ведущий исследователь из фонда Benchmarks, который занимается мониторингом горнодобывающей промышленности.
Однако проблема нелегальных старателей на самом деле гораздо глубже, отметила в беседе с Metro африканист Наталия Пискунова. Некоторые компании специально "закрывают" свои шахты, но рабочие на них продолжаются трудиться. Это нужно, чтобы обойти налоги и выйти из-под влияния профсоюзов.
— Есть "списанные", "выработанные" шахты алмазов, опалов или металлосырья, которые закрыты только формально. По ним невозможно провести оплату труда или аренду. Их не видят профсоюзы. Они в чёрной зоне для налоговой. Всё это очень выгодно нанимателям. При этом часто в таких рудниках используется детский труд.
И вторая категория — это никем не нанятые мародёры, или "чёрные старатели". С ними действительно начали массовую борьбу, отметила Пискунова.
— Но проблема заключается в том, как различить мародёров и нелегальных рабочих, трудящихся на крупные мировые компании? Те же De Beers и Siemens постоянно отмахиваются от них, даже когда в ООН их буквально поймали за руку, выпустив собственное расследование. И это распространено по всей Африке — от ЦАР и Чада до ЮАР.
Урон государству
При этом большая часть добытых полезных ископаемых оказывается на чёрном рынке или в руках незаконных торговцев драгоценностями. Из-за этого бюджет страны ежегодно теряет более миллиарда долларов, говорится в отчёте Совета по минеральным ресурсам ЮАР. Кроме того, торговля золотом на чёрном рынке подпитывает ожесточённые войны за власть между бандами.