Всё произошло утром в будний день. Несколько рабочих выломали пять массивных деревянных окон в первом подъезде дома, а взамен установили пластиковые. Жильцы услышали шум и позвонили на горячую линию в Департамент культурного наследия. Приехавший по вызову инспектор окна менять запретил. Рабочие уехали... и вернулись через пару дней с новой партией пластика. Тогда жители дома вместе с историком Сергеем Ларини повторно вызвали инспектора и буквально стали в оборону. Рабочих снова прогнали, но дом лишился ещё одного оригинального окна.
Сломанные окна горе-ремонтники вынесли на помойку, откуда их спас Ларини вместе с автором проекта “Скрытая Москва” Эриком Шахназаряном. "До сих пор непонятно, кто инициатор замены окон из крепкой древесины, инфощит отсутствует!" – написал Шахназарян в своём канале.
По словам председателя совета дома Николая Воеводы, вопрос о замене окон и дверей в доме на Большой Дмитровке обсуждался на совете районных депутатов ещё в феврале этого года.
– Знакомый экс-депутат отправил мне перечень адресов в Тверском районе, где запланировали поменять окна и двери, наш дом оказался в их числе, – рассказал Николай Воевода Metro. – Там и стоимость работ есть: на замену окон в нашем доме планировалось выделить больше миллиона рублей, а дверей – около трёхсот тысяч. Мы тогда обратились в "Жилищник", но они уверили, что речь идёт только о ремонте и никаких замен без согласования с жильцами не будет. А в итоге шесть окон поменяли, ни у кого не спросив.
Metro направило запросы в "Жилищник" Тверского района, на балансе которого находится дом, в префектуру ЦАО и Департамент культурного наследия Москвы и в ожидании ответов (на момент создания материала их так и нет) решило посмотреть на ущерб, причинённый истории, своими глазами.
Дом, расположенный по соседству с Советом Федерации и Генпрокуратурой, построил в начале 20-го века известный петербургский архитектор Александр Иванов. Неудивительно, что угловатые эркеры и суровый гранит на его фасаде напоминают о северном модерне, как и закрытый двор, похожий на питерские “колодцы”. Из внутреннего дворика пятиэтажка выглядит так, словно перенеслась сюда на машине времени. Только припаркованные дорогие иномарки, кондиционеры и пластиковые окна в некоторых квартирах и в подъезде – те самые, из-за которых разгорелся скандал, – нарушают историческую идиллию.
По словам историка Сергея Ларини, это один из немногих образцов северной архитектуры в Москве. До революции здесь находились штаб-квартира и центральное отделение первого коммерческого банка в Российской империи – "Московского товарищества для ссуд под заклад движимых имуществ", а в советские годы – ломбард и конспиративные квартиры КГБ.
– Это здание банк построил на участке, который “отжал” у прежних владельцев за долги, – рассказывает Сергей Ларини. – На строительство выделялись огромные суммы, привлекались лучшие на то время подрядчики: цемент покупали у Товарищества “Эмиль Липгарт и Ко”, кирпич – на заводе Воронина, стёкла заказывали у фабрикантов Максимилиана и Адольфа Франков, плитку – у Дзевульского и Лянге, паркет делали на заводе Александрова, за отопление отвечал знаменитый инженер Роберт Эрихсон, а за электричество и телефоны – не менее знаменитые Сименс и Гальске. Кроме операционных залов, здесь были квартиры банковских служащих и дирекции, а часть квартир сдавалась внаём.
Дом и сегодня по сути делится на две части: в одном его крыле нет квартир, поэтому максимально сохранилась оригинальная отделка банковских операционных залов, так называемая долговая лестница, по которой с отдельного входа поднимались те, кто взял ссуду и не смог вовремя расплатиться, много тайных ходов, замурованных камер, скрытых лифтов и этажей, хитроумных тайников, которых нет даже на строительных планах, и огромное подземное хранилище с сейфами работы лучших мастеров – по утверждению Ларини, единственное такое в Москве. Сейчас находится офис Лиги здоровья нации, а после реконструкции это крыло здания планируют превратить в музей.
А вот другая часть дома – жилая. Именно ее решили "модернизировать". Через чёрный ход мы поднимаемся по старинной лестнице с невероятно красивой кованой решёткой. Сергей Ларини говорит, что таких уже почти не сохранилось, а заодно обращает внимание на оригинальную плитку на полу и массивные окна выше человеческого роста, до которых ещё не добрались нахрапистые ремонтники.
– Посмотрите, какие здесь добротные рамы, подоконники, какие оригинальные "выпуклые" стёкла. Сейчас таких не делают, – подчёркивает историк. – Этот дом уникальный, и мы обязаны сохранить все его элементы. И за окна мы будем бороться.