В Испании на днях приняли закон, призванный защитить женщин, которые решили прервать беременность, от агрессивных действий пролайф-активистов (сторонников движения против абортов). Теперь за преследования, угрозы, оскорбления или даже навязчивые попытки отговорить избавиться от плода можно получить до года тюрьмы. Соответсвующий документ подписал король Испании Филипп VI.
Стоит отметить, что закон предусматривает ответственность не только для тех, кто проводит акции рядом с клиниками женского здоровья, но и для самих медицинских работников, которые из-за своих убеждений пытаются отговорить пациенток и специально демонстрируют им изображения и макеты нерождённого плода.
Кроме того, наказуемым становится не только давление на самих женщин, но и попытки препятствовать сотрудникам абортариев выполнять свою работу.
– До недавнего времени в Испании аборты были формально запрещены, – рассказала Metro жительница Мадрида Мариана Сена. – Но это же нонсенс, мы европейская страна! Почему женщины должны сталкиваться с дискриминацией за реализацию своего права решать свою судьбу? Они говорят, что отстаивают право ребёнка на жизнь, хотя это не ребёнок, а набор клеток. Лучше бы занялись реальной помощью уже рождённым детям.
При этом сами противники абортов уверяют, что не позволяют себе никаких агрессивных действий. В день принятия закона участники пролайф-группы "Право на жизнь" провели акцию протеста возле мадридского парламента.
– Мы молимся возле этих клиник, в этом нет ничего плохого. Молитва – это не преступление, – заявила официальный представитель организации "Право на жизнь" Инмакулада Фернадес. – И мы продолжим это делать, потому что хотим помочь женщинам понять, что аборт – не единственный выход. Благодаря группам защиты жизни в прошлом году родилось более шести тысяч детей. И ни одна из матерей не пожалела о том, что родила.
Однако в невинность испанских пролайферов едва ли можно поверить. В 2020 году Ассоциации клиник прерывания беременности (ACAI) выпустила отчёт, согласно которому 89% женщин Испании, которые хотели сделать аборт, подвергались давлению со стороны пролайф-активистов.
– Моя подруга столкнулась с этим. На неё буквально набросились на пороге клиники, кричали ей, что она убийца, что она будет гореть в аду, – рассказала Metro другая жительница Мадрида Дари Баейрс. – Я знаю случаи, когда угрожали врачам и преследовали их. Конечно, никто не может запретить людям высказывать своё мнение, но пусть как-нибудь по-другому ведут свою пропаганду, а не нападают на женщин.
Правозащитники давно предлагали ограничить действия пролайферов, например, установить минимальное расстояние от клиник, на котором противники абортов могут устраивать акции, чтобы не давить на пациенток. Также предлагалось выносить на всеобщее обозрение объёмы и источники финансирования групп, которые организовывают эти акции, однако власти только сейчас начали принимать меры по защите прав и безопасности женщин.
– Женщина, которая собирается выполнить такую операцию очень, уязвима, она уже готовится к вмешательствам в организм, уже принимает наитруднейшее решение. Агрессивные выкрики активистов не могут восприниматься спокойно, это давление, – объяснила Metro актриса и фемактивистка Маруся Черкашина. — Твоя свобода заканчивается там, где начинается свобода другого, осуждающие высказывания – это шэйминг (публичное унижение и осуждение другого человека) и нарушение новой этики. Если женщина примет решение оставить нежеланного ребёнка из-за чувства вины, которое пролайф-активисты спровоцируют в ней в уязвимом и болезненном состоянии, ребёнок будет нелюбим и не счастлив, и никакие активисты не возьмут на себя ответственность за его жизнь и за жизнь матери. Разве это свобода слова? За слова нужно отвечать.