– Как вы думаете, что это такое? – с лукавой улыбкой спросил гид Никита, доставая из чемоданчика металлический предмет, подозрительно похожий на изощрённое орудие пытки.
"Бинокль, солнцезащитные очки... О, маска виртуальной реальности" – правильный ответ пришёл мне на ум довольно быстро, спасибо десяткам университетских чемпионатов по "Что? Где? Когда?".
– Это стереоскоп, старинная 3D-технология, – подтвердил гид. – Две картинки благодаря оптике совмещаются в одну объёмную. А изображено на них знаменитое казино Монте-Карло.
С этой антикварной вещицы началось наше погружение в мир азартных игр, мест для которых в Москве оказалось предостаточно.
– Красное трёхэтажное здание принадлежало Английскому клубу, – пояснил экскурсовод, когда мы свернули с Тверской в небольшой переулок. – Именно с появлением клубов начала развиваться игровая культура. Искать развлечений в тавернах аристократам было не по статусу, поэтому для игры в карты и кости они начали собираться своими закрытыми сообществами.
Чтобы улучшить своё материальное состояние, у дворянина было 4 пути: получить снисхождение государя, унаследовать капитал, удачно жениться и, наконец, сорвать куш в игре. Карты были своего рода социальным лифтом
Никита Макеев, экскурсовод
На этих словах Никита снова потянулся к своему чемоданчику и достал диковинную мини-игру (к слову, так он делал каждую нашу остановку на маршруте).
– Механические кости работают так: надо нажать на рычажок и посмотреть, какая комбинация вам выпадет. "Пары", "тройки" и "стриты" я награжу призами.
Слова о призах затмили мой азартный разум: я первая забрала игрушку из рук гида и зажала кнопку – две двойки. Пока я скромно радовалась своей удаче, рядом стоящий парень вдруг выкрикнул фразу, не вполне отвечающую возрастному ограничению нашей газеты. Три пятёрки – "стрит" – в его жизни это был первый крупный выигрыш, и нам обоим выдали три советских рубля.
Пятирублёвую купюру (следующую в иерархии призов) я получила практически сразу: на остановке у здания Ссудной казны Никита достал рулетку.
– Кто ставит на красное, поднимает правую руку, на чёрное – левую, – объяснил правила гид.
Ставки сделаны, победа красных. Поднятой правой рукой я забрала купюру.
– Надо сразу расплатиться, а то доверия ко мне не будет, – произнёс гид, снова продемонстрировав фирменную лукавую улыбку. – Знаю я, как это работает: есть долг – плати.
Мы продолжили наш маршрут и, пройдя несколько бывших игорных домов, остановились, пожалуй, у одного из самых любопытных.
– В этом доме "солнце русской поэзии" проиграл 25 тысяч рублей. На эти деньги можно было приобрести несколько московских квартир, и с этим долгом Александр Сергеевич Пушкин не мог расплатиться всю жизнь. Поэт был заядлым игроком, иногда его ставками были главы собственных поэм. В конце концов его долги покрыл император Николай I.
Сыграв ещё в несколько мини-игр и внимательно рассмотрев переноску для тараканьих бегов (очередной исторический артефакт), наша группа отправилась к азартному месту, относящемуся уже к новейшей истории. Им стало здание бывшего кинотеатра "Россия".
– Раньше здесь блистало казино "Шангри Ла", открывшееся в конце 1990-х. Golden Palace, "Метелица", "Жар-Птица" – всего в 1995 году в Москве было примерно 160 казино, 71 из них – без лицензии: "малиновые пиджаки", звёзды и куча криминальных денег. В 2000-е игорный бизнес был запрещён.
И хотя казино в Москве не осталось, свой куш в этот день я всё же сорвала: с экскурсии я ушла с 43 выигранными в мини-игры советскими рублями.