В Гостином дворе показали, как выглядит настоящая "машина времени"

Одним из самых масштабных проектов в этом году стала 12-метровая инсталляция "Павильон элементов обратного времени"
В Гостином дворе показали, как выглядит настоящая "машина времени"
Александр Курковский
Чтобы не повредить пол в Гостином дворе, кран установили на специальную платформу, которая позволяет распределить нагрузку

"Павильон элементов обратного времени" – работа художника, многократного участника Венецианской биеннале и организатора первой Биеннале современного искусства в Антарктиде Александра Пономарёва и архитектора Алексея Козыря. Инсталляция представляет собой своеобразный срез почвы или «скалу». Она создана из рядов промышленных стеллажей, олицетворяющих слои горных пород или гранитов. По задумке художников это не что иное, как плутонические породы Земли. Со временем они размываются или выветриваются, меняются от воздействия температур.

Таким образом художники обращаются к вопросу цикличности природы: под воздействием времени даже камень может превратиться в пыль. Но технологии и человек дают ему новую жизнь.

– В этой работе мы поэтизируем этот процесс, – говорит Metro художник. – После того как породы выветриваются, они превращаются в белую глину. Кстати, именно её потом используют и в медицине, и в косметологии. Но ещё – в материалах для строительства. Специалисты вновь превращают эту глину в гранит, но уже искусственный. Так, время как бы оборачивается вспять, и человечество строит новые формы. И наша конструкция является метафорой этого природного процесса.

Дополняет инсталляцию и настоящий 5-тонный кран. Он олицетворяет стрелу времени, пронзающую гранитный срез, и увенчан ветровым кольцом. Последнее, в свою очередь, «направляет» энергию ветра в нужное русло.

Макет всей конструкции
Александр Курковский
Макет всей конструкции

"Павильон обратного времени" – ещё и своебразное исследование того, как природа, производство и цивилизация взаимодействуют. Рождённая природой, именно глина стала поводом для создания ручного гончарного круга, который, в свою очередь, стал отправной точкой для развития производственного процесса. Так и в работе Пономарёва: соединяя природные прообразы и кран, художник подчеркивает неразрывную связь между технологическим процессом и окружающим миром.