На днях депутаты сразу нескольких фракций внесли на рассмотрение нижней палаты отечественного парламента законопроект, вносящий изменения в закон "О защите прав потребителей". Если инициатива будет реализована, то коммерческие сервисы должны будут присылать россиянам оповещение перед списанием денег на подписку за ту или иную услугу. Норма должна заработать 1 марта 2024 года.
В 20% ситуаций наши сограждане не знают о том, что у них собираются списать деньги, пояснил представителям СМИ член комитета по информационной политике, информационным технологиям и связи Антон Немкин. При этом сами сервисы говорят, что они не обязаны этого делать. И наши соотечественники часто оказываются в "подписочной ловушке", так как их не оповещают о продлении подписки. А некоторые россияне просто не знают, как отписаться, и многие сервисы специально делают процесс отписки технически сложным.
Как рассказала Metro пользователь онлайн-сервисов Маргарита, процесс отписки у многих онлайн-сервисов действительно сложен, запутан и требует времени в 10 раз больше, чем подписка.
– Порой нужна помощь сторонняя, чтобы отписаться. Подписка на бесплатный пробный период, которая стоит условный рубль в месяц, требует ввода своих банковских данных, и потом через месяц под шумок сервис может снять 700 рублей, и вернуть их будет сложно, и порой легче отписаться, не вернув эти деньги, так как это заберёт время, силы и нервы.
Также законопроект обязывает уведомлять пользователей не меньше чем за 24 часа о списании денег, чтобы была возможность отказаться от сервиса. В уведомлении должна быть информация, как именно прекратить подписку.
При этом Роскомнадзор должен будет контролировать, чтобы на порталах сервисов были прописаны подробные инструкции отказа от коммерческих подписок. По данным Антона Немкина, ежегодный рынок цифровых подписок в нашей стране достигает 180 млрд рублей.
Что касается штрафных санкций по отношению к онлайн-платформам, то в нынешнем виде законопроект их не предусматривает. Но как рассказали Metro в партии "Новые люди" (является одним из инициаторов законопроекта), "их может позже установить своими подзаконными актами правительство".
Председатель Союза потребителей России Пётр Шелищ говорит, что в Кодексе об административных правонарушениях есть глава 14 с рядом статей о нарушении прав потребителей, которые подразумевают ответственность, и они могут быть применимы. Так, статья 14.5 кодекса предусматривает штрафы компаний от 30 до 40 тысяч рублей за непредоставление информации об условиях предоставления услуги.
– Инициатива правильная, мы её поддерживаем, в ЖКХ эта практика уже есть, приходят уведомления, что завтра будет списана определённая сумма. В условиях моратория на проверки со стороны Роспотребнадзора наказать никого не удастся, так как без проверки нельзя составить акт о нарушении и на его основании наложить штраф. Нынешняя инициатива не в интересах онлайн-бизнеса, я участвовал в обсуждении законопроекта, они недовольны. Людям же это будет полезно, многие забывают о своей подписке, и у них списывают деньги.
Что планируют делать игроки рынка в том случае, если норма заработает – пока неизвестно. На соответствующий запрос Metro видеосервисы Okko, Kinopoisk, Ivi, а также социальная сеть VKontakte дать ответ отказались.