В городах Поднебесной прошли массовые митинги против "нулевой толерантности" к коронавирусу

Терпение китайцев лопнуло после пожара, когда антиковидные меры не дали людям спастись. Что происходит, Metro узнало из первых рук
В городах Поднебесной прошли массовые митинги против "нулевой толерантности" к коронавирусу
JOSH EDELSON / AFP
В соцсетях митинги китайцев называют "протестами чистого листа": из-за жёсткой цензуры жители Поднебесной не могут писать критические лозунги, поэтому выходят с белыми листами А4.

Подъезды на цепях

В воскресенье толпы противников антиковидных мер вышли на улицы Шанхая, Пекина и других крупных городов, сообщает Guardian. Британское издание назвало протесты самой большой волной гражданского неповиновения за десять лет правления председателя КНР Си Цзиньпина.

Волнения спровоцировала трагедия в синьцзянской столице Урумчи, закрытой на карантин уже более 100 дней. 24 ноября в одной из местных высоток загорелся 15-й этаж. Огонь перекинулся выше. В результате погибло 10 человек, девять попали в больницу. 

Местные жители считают, что люди не смогли выбраться из квартир из-за антиковидых ограничений. Согласно быстро распространившейся в Интернете версии, двери в подъезд были перемотаны цепью. В свою очередь, пожарных задержали припаркованные около дома машины. Запертые жильцы просто не могли выйти и отогнать их.

На следующий день протестующие заполонили Поднебесную. Участники пели государственный гимн, выступали за отмену регулярных ПЦР-тестов, требовали дать гражданам больше свободы, призывали Си Цзиньпина уйти в отставку. В Шанхае толпа скандировала: "Коммунистическая партия! Уходи! Си Цзиньпин! Уходи!" 

Коды зелёные, жёлтые, красные

Живущая в Поднебесной россиянка Инга (имя изменено. — Прим. ред.) отмечает, что ограничения как начались с 2020 года, так и продолжаются. Жить в таких условиях крайне тяжело, и сейчас наступил предел терпению.

– Нельзя перемещаться без двух основных QR-кодов. Первый – это код здоровья. У него три цвета: зелёный, жёлтый и красный. Если код пожелтел, нужно пойти и сдать тест. Пожелтеть он может, если ты побывал в какой-то опасной зоне. Отслеживание ведётся через GPS и номер телефона. С красным сразу сажают в капсулу и увозят в ковидарий. Там жуткие условия. На мой взгляд, там не выздоравливают, а заболевают. Второй QR-код – стрелка, показывает, в каких городах побывал человек. Если человек был в городе из зоны риска, его сажают на карантин, – рассказывает Инга.

Инга отмечает интересный факт. Притом что не работают все заведения с большим скоплением людей – спортзалы, бары, караоке-клубы, кинотеатры, школы, университеты, – остаются открытыми маркеты и какие-то кафешки.

– Это абсолютно нелогично. Возможно, когда там находишься, ковид резко выходит из чата, – шутит россиянка.

По мнению Инги, тотальный контроль выгоден государству.

С соотечественницей согласна живущая в Китае Оксана (имя изменено по просьбе героини статьи. – Прим. ред.).

– Мы вернулись во времена первых жёстких локдаунов с каждодневными ПЦР-тестами и редкими прогулками по ограниченной территории. Город не изолирован, но свобода очень ограничена. Два года назад это было оправданно. Теперь же коронавирусные ограничения как будто направлены на то, чтобы люди просто не выходили из домов или с рабочих мест, пока вершатся какие-то тайные дела. Такое ощущение у всех моих знакомых здесь. Да, заболевшие есть, но есть вакцина, есть госпитали. Зачем держать народ взаперти? – недоумевает она.

Девушка считает, что власти излишне перестраховываются.

– В квартале от меня живёт моя подруга, у неё в доме заварили несколько дверей. Видимо, жители этих квартир нарушали карантин. Она рассказала, что в одной из них сильно заболел ребёнок, жильцы не могли выйти, они прыгали с балкона и просили людей поймать их внизу, – рассказывает Оксана Metro.

По ее наблюдениям, протесты закипают и Пекин скоро превратится в пороховую бочку.

600 человек на 1 кв. км

Изоляция, маски, отслеживание людей по геолокации, постоянные тесты, проверки QR-кодов и другие драконовские меры в рамках политики "нулевой терпимости" к коронавирусу, по мнению китаеведа Андрея Островского, не лишены смысла.

– Опасность в самом деле высока. За последний месяц фиксируется по 35–36 тысяч заражений в день. В Китае плотность населения – где густо, где пусто. В России есть места, где максимум 8 человек на кв. км, а в Китае в среднем 120. При этом в Шанхае, Пекине, в приморских районах по 500–600 человек на кв. км. Представляете, если там кто-то заболеет, как быстро разнесётся зараза. Заболевших будут миллионы, – говорит он.

Эксперта не удивляют даже цепи на дверях жилых домов.

– За пожар кто-то из чиновников явно вылетит из КПК (Коммунистическая партия Китая. - Прим. ред.). А в целом "синдром младшего начальника" существует во всём мире. Да, перегнули палку. Но надо учесть, что в Китае, если за что-то берутся, то не выберешься. Менталитет такой, – поясняет Островский.

Сомнения у специалиста вызвали политические требования митингующих: уж очень неплохо живётся в народной республике.

– О свободе и демократии жители Китая особенно не мечтают. Им хорошо и так. За последние 20 лет их жизненный уровень по ряду регионов вырос выше российского. Квартиры есть у всех. Машинами забиты все улицы, – перечисляет он.

Островский развеивает опасения, что пожар протестов будет полыхать ярко и долго:

– В ближайший месяц задушат ковид. Система здравоохранения работает отлаженно. И всё пойдёт как было.