3 декабря 1943 года тральщик "Радуга" вывозил людей с острова Лавенсари в Кронштадт. На борту находились 64 человека: члены экипажа, медицинский персонал и гражданские. Но корабль не доплыл до места назначения, подорвавшись на вражеской мине, которыми был усеян Финский залив. Моряки-балтийцы называли его "суп с клёцками". Выжить не удалось почти никому.
Многие годы место гибели тральщика оставалось неизвестным. Найти его помог проект "Поклон кораблям Великой Победы" — совместная экспедиция Разведывательно-водолазной команды, Русского географического общества и фонда "Люди моря".
— "Радугу" обнаружили на глубине 42 метров при помощи гидролокатора. Сложность поиска и последующего водолазного обследования заключалась в том, что корабль находился на главном фарватере, по которому грузовые суда идут в порты Санкт-Петербурга, — рассказал Metro руководитель проекта Константин Богданов. — На помощь пришло командование Балтийского флота. Район проведения подводных работ оцепили на несколько дней — грузовые корабли обходили его на безопасном расстоянии.
В результате обследования выяснилось, что тральщику оторвало носовую часть. На борту сохранилась 45-миллиметровая пушка, на крыльях мостика — два пулемёта, на корме — ещё один.
В точке гибели корабля участники экспедиции провели траурную церемонию. На неё приехал 93-летний племянник командира "Радуги" Феликс Аптикаев, доктор физико-математических наук, геофизик и сейсмолог.
Когда его дядя Камиль погиб, Феликсу было 10 лет, а самому Камилю — всего 26. Поиски родственника заняли долгие годы, поднимались архивы, но безрезультатно. И вот, спустя 80 лет, дядя нашёлся.
Несмотря на почтенный возраст, Феликс Фуадович проделал трудный путь. Сначала из Москвы в Петербург, потом в Кронштадт и там уже на катере до военного корабля. Во время церемонии он не смог сдержать слёз.
— Мой дядя был простым деревенским парнем, типичным представителем русской глубинки. У него было три брата и сестра. Все они погибли, защищая Родину. Последний раз я видел его, когда был ещё мальчишкой. Он смог получить высшее военное образование, в 1940 году окончил училище, а в 1941 началась война... Больше не пришлось свидеться. Но я хорошо его помню, — сказал Феликс Фуадович.
Константин Богданов погрузился к затонувшему тральщику и установил на его борту табличку со списком погибших, а Феликс Аптикаев ударил в поднятый со дна колокол, и кажется, его услышал не только дядя, но и все погибшие моряки.