Сегодня история о "доме на курьих ножках" возле ВДНХ.
Здание было построено в 1968 году по проекту Виктора Андреева и Трифона Заикина в стиле брутализм. Основанный французом Ле Корбюзье в середине XX века, он предполагал масштабность, геометричность, необычное использование обычных форм.
– Раньше здесь была свалка, куда свозили мусор с ВДНХ, – рассказывает Владимир Сидорович, занимающий в доме 4-комнатную квартиру. – Рядом находился завод по производству лампочек. Его снесли, территорию расчистили и построили наш небоскрёб.
Сама идея "оторвать" дом от земли не нова. Причины могли быть разными – экономия пространства, защита от наводнений, землетрясений, хищников.
– В данном случае "ножки" не имели практического значения, они явили собой декоративно-художественный элемент, – объяснила Metro Лариса Скрыпник, старший научный сотрудник Музея Москвы. – Между столбами нет ни сквозного проезда, ни парковки, ни сада. Архитекторы просто соригинальничали – получилось ни к селу ни к городу. А вот по фасаду решение было интересным: балконы расположены в шахматном порядке, формируя цельный рисунок. Издалека дом кажется двухмерным, похожим на гигантскую тонкую пластину, ведь у него ширина рядовой девятиэтажки.
Здание мгновенно окрестили "домом на курьих ножках". "А не страшно в нём жить?" – интересовались таксисты, подвозя сюда пассажиров. Те отшучивались: "Как-то подошли к дому, а он лежит на боку. Пришлось всем жильцам поднимать его обратно".
Долгие годы здание оставалось самым высоким панельным домом столицы. Оно вызывало интерес не только своими размерами и "ножками", но и планировкой квартир, которые здесь не коридорного, а центрического типа: комнаты формируются вокруг небольшого холла, некоторые из них смежные. Зачастую по периметру можно было обойти всю жилплощадь. Кухня по тем временам была чуть больше стандартной. Потолки – 2 метра 80 сантиметров, это тоже выше нормы.
Железобетонные V-образные сваи, прославившие дом, полюбились не всем. Здание и так стоит на небольшом возвышении, а дополнительное пространство вызывает сильнейшие сквозняки. Впрочем, неоднократные попытки застроить эту территорию наталкивались на отпор жильцов.
Близость оживлённой трассы тоже создаёт неудобства. В квартирах изначально устанавливали двойные стёкла с воздушной подушкой. Но открывали их нечасто. По словам старожилов, ещё в 70-е годы шум от транспорта был невыносим. Рядом проходят трамвайные линии, "висит" много светофоров. Ночью визг тормозов слышен, даже если ваши окна выходят во двор.
Планировка, интерьеры дома за полвека не изменились. Исключение – внутренние стены на первом этаже. Раньше тут стояли стеклянные перегородки, было видно, что происходит в соседнем подъезде. Но молодёжь повадилась разбивать их камнями, и эти участки заложили кирпичом. Очередных переделок можно ожидать в 2030 году, когда в доме запланирован капремонт.
В доме получали квартиры многие известные спортсмены. Здесь жили хоккеисты сборной СССР Борис Майоров и Виктор Зингер, футболисты "Спартака" Евгений Ловчев, Вадим Иванов и Владимир Янкин, международные гроссмейстеры Борис Спасский и Евгений Васюков, олимпийский чемпион по водному поло Александр Шидловский.
– В 1969 году "Спартак" взял золото чемпионата, – вспоминает Евгений Ловчев. – Начальник клуба Николай Старостин был вхож в Моссовет и начал составлять списки, что нужно игрокам: кому телефон, кому мебель, кому машину, кому квартиру... Так, ещё не будучи женатым, я получил "двушку" в этом доме. Он находился как раз на пути следования в Тарасовку, к нашей базе. Другие ребята вставали ни свет ни заря и на метро к десяти утра приезжали к Большому театру, где поджидал "икарус". А я мог спокойно поспать лишние часы, спускался в скверик и запрыгивал в автобус.
В окрестностях дома футболист нередко встречал актёров – неподалёку расположена Киностудия имени Горького.
– Однажды пошёл гулять с дочкой в сторону ВДНХ. И вдруг навстречу человек 30 эсэсовцев! Вываливаются из здания и закуривают. Я обалдел! Только потом понял, что они вышли из киностудии, где снимался фильм "Семнадцать мгновений весны".