Они прожили здесь недолго, до своего отъезда в свадебное путешествие в 1912 году. Но этот краткий период поэтесса считала одним из самых счастливых, сохранила его в своих дневниках и письмах. На фасаде дома можно увидеть мемориальную доску с портретом Цветаевой.
История и архитектура
Шестиэтажный доходный дом П. П. Зайченко был построен в 1911 году по проекту Николая Жерихова в стиле неоклассицизм. Среди элементов греческой архитектуры – четыре дорические колонны, которые обрамляют парадный вход, а также декор на уровне четвёртого этажа.
Дом напрочь лишён помпезности, напротив, он выглядит сдержанно и благородно, хотя назвать его скромным нельзя. Изначально здесь были просторные элитные квартиры – всего по две на этаже. В советские годы часть из них переделали в коммуналки.
Марина Цветаева и Сергей Эфрон въехали сюда почти сразу после постройки. Вместе с сёстрами Эфрона, Лилией и Верой, они поселились на шестом этаже в квартире № 11. Планировка 4-комнатной квартиры позволяла жить вместе, не мешая друг другу, а также приглашать гостей и даже устраивать камерные поэтические вечера. Дом считался местом "тусовок" богемы, за что современники нарекли его "обормотником" (считается, что это слово придумал Алексей Толстой).
Другой поэт, с именем которого связана история этого места, Максимилиан Волошин – хороший друг Цветаевой, останавливался здесь в 1912 году. Перед отъездом Марина подарила ему сборник своих стихов.
У меня большое окно с видом на Кремль. Вечером я ложусь на подоконник и смотрю на огни домов и тёмные силуэты башен. Наша квартира начала жить. Моя комната тёмная, тяжёлая, нелепая и милая. Большой книжный шкаф, большой письменный стол, большой диван – всё увесистое и громоздкое. На полу глобус и никогда не покидающие меня сундук и саквояжи. Марина Цветаева, из письма Максимилиану Волошину. 1911 год
Многие москвичи знают этот дом так же как место, где в 1955 году Михаил Матусовский написал текст знаменитой песни "Подмосковные вечера", о чём свидетельствует мемориальная табличка (впрочем, существует и другое мнение, что стихи были написаны на даче композитора Василия Соловьёва-Седого в Комарово).
Местные жители
Сейчас комплекс жилых домов "На Сивцевом Вражке" включён в список объектов культурного наследия Москвы. Два жилых кооператива, состоящие из нескольких домов, обозначены номерами 15/25 и 14/23. Примечательно, что на одном из домов номера нет, и почтальоны подолгу ищут 17-й дом.
В прошлом году в домах провели капитальный ремонт и заменили ленточное остекление чёрного хода на стеклопакеты.
– Чёрный ход используется только в хозяйственных целях, но из этих окон открывается прекрасный вид на Москву, – сказал житель одного из домов, председатель ТСЖ "Сивцев Вражек" Всеволод Пржевский.
Вид из наших окон чудный – вся Москва. Особенно вечером, когда вместо домов одни огни. Марина Цветаева
Мы поднялись на шестой этаж, где жила поэтесса, и взглянули на Москву, пусть не из её квартиры, а из окон чёрного хода. А в 11-й, цветаевской квартире сейчас живёт супружеская пара профессоров.
– Во всех домах жилого комплекса остались коммуналки, а в 19-м – всего одна. Но в ней живёт только один человек, его соседи разъехались по городам и странам, – рассказывает Всеволод, когда на одном из этажей мы увидели массивную обшарпанную дверь. – А на 4-м этаже есть комнатка, где жили чекисты, которые прослушивали некоторых жильцов. В целом в этих домах было немало репрессированных. Моего прадеда тоже забрали. Мы устанавливали памятные таблички с именами, но из-за ремонта их пришлось снять, скоро я верну их на место.
По словам Всеволода, сейчас в доме проживает немало творческих людей, большинство художники, получившие здесь мастерские от Союза художников. "Одна из жительниц делает витражи, она изготовила светильники – копии тех, что были здесь изначально, теперь они освещают лестничные площадки", – рассказал Всеволод.
Среди жителей дома много молодых семей, из “старожилов”, кажется, практически никого не осталось.
– Был у меня сосед дядя Лёня, его семья жила здесь с постройки дома, но уже три года, как его нет в живых, – добавил Всеволод.
Удобства и недостатки
Доходный дом Зайченко считался одним из самых элитных. Во время капремонта нашли канализационные трубы, которые доказывают, что раньше во всех квартирах было по два санузла. Но теперь остались только стояки, а вместо дополнительных санузлов – кладовки. Но поскольку дома – объект культурного наследия, здесь непросто менять планировку.
– Один человек выкупил две квартиры на последних этажах, хотел сделать двухэтажную, ему не дали, и он их перепродал, – рассказывает Всеволод. – Но и следующие собственники хотели двухэтажную квартиру, причём с камином, но против камина стали возражать уже жители. Квартиру снова продали.
В 1980-е годы был подготовлен интересный проект реконструкции квартала, который предполагал изменение планировок квартир с использованием чёрного хода. Но, разумеется, проект не удалось осуществить...
С момента постройки дома сохранилась плитка при входе и деревянные перила. К счастью, лифт не такой старый - его установили десять лет назад, пока работает исправно.