В экспозиции новой выставки "Стать Романовым. Воспитание и образование детей российских императоров", которая открылась в Большом дворце в "Царицыно", представлены сотни экспонатов – от контурных карт до тетрадей будущих императоров, которые подробно рассказывают, как обучали и воспитывали тех, кому предстояло управлять Российской империей.
Как рассказала Metro Марина Сидорова, куратор выставки, начальник выставочного отдела Государственного архива РФ, системное образование в императорских семьях начиналось, как и сейчас, в 7 лет, а завершалось в 20, когда великие князья принимали присягу. По традиции престолонаследники присягали раньше – в 16, но потом ещё несколько лет учились.
Путешествия – обязательный этап обучения
– Обучение начиналось с простого: чтение, арифметика, чистописание. Потом добавлялись более сложные предметы, например, физика, космография, которая включала науки о земле, о мире, и немножечко анатомия. Мальчики, конечно, изучали в большом объёме военные науки, – уточняет Марина Сидорова. – Из обязательных предметов были история, литература, языки. Обучение шло примерно до 15–16 лет, потом начинались специальные дисциплины для "управления государством". Императорские дети постигали азы финансов, право. Наследники престола все эти дисциплины изучали более глубоко, великие князья, не претендующие на власть, поменьше.
Завершалось образование путешествием по России и по миру. Со времён Марии Фёдоровны, жены Павла I, то есть с начала XIX века, путешествия стали обязательным этапом обучения.
– Сначала путешествовали по своей стране. Наследники обычно ездили по центральным губерниям России, великие князья отправлялись – кто-то по северным губерниям, кто-то по южным, – рассказывает эксперт. – А после возвращения они обязательно ехали за границу с целью познакомиться, себя показать и приискать невесту. Заграничные турне часто выступали и как своеобразные смотрины.
Каникулы и оценки
Учебный процесс императорских детей строился достаточно строго.
– Подъём в 6 утра, гигиенические процедуры, завтрак. С 7–8 утра до 12 – учёба, потом перерыв на 2 часа для обеда и отдыха. С 3 до 5–6 снова занятия, – рассказывает куратор выставки. – Каникулы были месяц с небольшим, как правило в июле. Проводили это время в Петергофе. В весенние и осенние месяцы, как правило, были в Царском Селе и строили уроки так, чтобы больше времени проводить на свежем воздухе.
После прохождения каких-то тем императорские дети писали сочинения, были у них и экзамены. Со второй половины XIX века на каждого великого князя или великую княжну велись классные журналы. У детей Николая I такого не было, но были ведомости об успеваемости – небольшие листочки, которые велись на каждый день или на неделю.
– Из тех материалов, которые есть в нашем распоряжении, сложно выделять, кто из них был главным отличником, а чья успеваемость была самой низкой. Такое исследование требует отдельной углублённой работы. У нас есть журнал с тройками и двойками маленького Александра III, но это лишь одна из ведомостей, взятая в конкретный период. В целом все учились довольно неплохо, – говорит наша собеседница. – Пометки в тетрадях учеников делали и родители. Например, Мария Фёдоровна, мать императоров Александра I и Николая I, часто просматривала тетради детей. Она писала: "Урок очень хорош", "Всё хорошо" или "Ленился, надо переделать".
Как правило дети-погодки занимались вместе, иногда – с друзьями из ближнего окружения императорской семьи, чтобы создать соревновательный элемент в учёбе. Например, так с двумя приятелями занимался Александра II.
Императорские дети тоже ходили "на картошку"
Уроки труда у императорских детей тоже были.
– В императорских семьях любили занятия прикладным трудом. Екатерина II, например, в наставлении своим внукам писала про то, что надо развивать столярное дело. Императорские дети часто тачали какие-то стульчики, что-то для себя или в подарок. Это любили делать и дети Николая I, и дети Николая II. Они очень хорошо все рисовали, с музыкой было сложнее – у кого-то шло, у кого-то не шло, – рассказывает Марина Сидорова. – Ещё любили сажать огороды. В практику полевые работы вводит Марья Фёдоровна, жена Павла I. В Павловске она даже приказала разбить огород для детей, где они сами сажали овощи, фрукты, цветы. В семье последнего императора Николая II тоже любили огороды. Даже когда они уже сидели под арестом в Царском Селе, дети и родители продолжали ухаживать за огородом, сажать капусту, брюкву, чтобы как-то отвлекаться.