МИХАИЛ НЕШЕВЕЦ
заместитель главного редактора:
Уважаемые читатели и лично Дмитрий Анатольевич Медведев! Самую нелепую и смешную одновременно ошибку я сделал, кажется, в период вашего президентства или сразу после него. Тогда ваши соцсети побили очередной рекорд по числу подписчиков. Мы писали об этом, даже заголовок на первую полосу давали.
Напомню, что именно Дмитрий Анатольевич стал проводником социальных сетей в массы чиновников высшего уровня. Именно он чуть ли не первым завёл аккаунты в разных пабликах и активно в них писал. Это вызывало у людей постарше оторопь, а у молодёжи – стремление к панибратству. Тогда интернет-мем "Превед Медвед" обрёл новый смысл. Так вот, в заголовке на первой полосе я так и написал: "Соцсети Медведва побили новый рекорд". И эту ошибку пропустили два корректора и два редактора!
Простите меня, читатели и лично Дмитрий Анатольевич. Зато теперь, когда пишу вашу фамилию, всегда улыбаюсь и три раза перечитываю!
***
КИРИЛЛ СОСКОВ
шеф-редактор сайта газеты:
Как-то раз мы искали контакты и фото учителя-педофила, который приставал к ученикам. В СМИ мелькали его имя и фамилия, начали пробивать. Нашли на сайте одной столичной школы, показали фотографию матери пострадавшего ребёнка. Она сказала, что это он. Оказалось, мать ошиблась, наверное, от стресса. На фотографии был не он, но при этом очень похожий человек, да ещё и полный его тёзка. Выяснилось это уже на следующий день, когда тираж номера был напечатан. Несмотря на то что его лицо было "в ромбиках", родственники узнали его и написали нам. Помню, тогда мы хорошенько получили по заслугам!
***
ДМИТРИЙ РОГОВИЦКИЙ
редактор отдела "Спорт":
Для одного спортивного еженедельника, в котором я тогда работал, внештатный автор сделал интервью с Вячеславом Колосковым. Рассказывая о распорядке своего дня, почётный президент РФС обронил фразу: "Могу позволить себе за обедом и ужином грамм по 20–30 водки". Когда номер уже был напечатан, герой интервью позвонил в редакцию и, смеясь, поинтересовался: "Зачем вы сделали из меня пьяницу?!" Раскрыв газету, мы ужаснулись: 20–30 грамм превратились в 200–300. Получалось, что Вячеслав Иваныч выпивает в день бутылку водки! Ни я, ни главред, редактируя материал, не заметили досадной описки. Надо отдать должное Колоскову – он даже не стал просить опровержения
***
ВИКТОРИЯ МЕЛЬНИКОВА
редактор отдела "Культура":
Когда в 2014 году выходил в прокат фильм "Интерстеллар", я написала на него рецензию. В анонсе материала на первой полосе крупно и жирно я вынесла, что Мэттью МакКонахи прошёл через "кроличью нору". Герой "Интерстеллара" действительно это сделал – попал в другую планетарную систему через пространственно-временной туннель, но традиционно его называют "кротовой норой"! Уж не знаю, почему в голове засели кролики, возможно, из-за того, что свежи ещё были воспоминания про драму "Кроличья нора" с Николь Кидман... С другой стороны, никто ещё не доказал, что "кротовые норы" действительно существуют, так что, надеюсь, я не очень возмутила сообщество учёных. Но искренне приношу свои извинения за "звериную" путаницу.
***
Несомненно, также ошибкой было раскрывать трагический финал сериала "Во все тяжкие". Это получилось совершенно случайно. В 2013 году Сергей Светлаков на один день занял место главреда газеты Metro, мы обсуждали с ним новости из готовящегося выпуска и в том числе некролог по случаю смерти главного героя "Во все тяжкие". Я упомянула об этом в репортаже, а на следующий день меня в соцсетях нашёл наш читатель Евгений, не успевший посмотреть финальные серии, и "поблагодарил", что я раскрыла главную тайну сериала, который шёл 5 лет. Я постаралась оправдаться и написала, что «все люди смертны", мол, какой же это спойлер. "Что??? Мы все умрём?" – тут же пришло мне в ответ. Евгений, ещё раз прошу меня простить! Забудьте всё!
***
АННА ЖУКОВА
редактор отдела "Россия":
Однажды я писала анонс материала со "Спорта" для первой полосы. В материале нашего спортивного обозревателя речь шла о футболисте Хуанми. Я внимательно прочитала статью, но то ли глаз к вечеру замылился, то ли ретроградный Меркурий вступил в активную фазу... В общем, утром на обложке ярким жирным шрифтом красовалась фамилия – Хуанин! ХУАНИН, Карл! Самое интересное, что кроме коллеги со "Спорта" на эту чудесную метаморфозу вообще никто не обратил внимания. Ну Хуанин и Хуанин. Не Мсеси же.
***
СТАНИСЛАВ КУПЦОВ
редактор отдела "Новости”:
Самая обидная ошибка случилась "без меня". Я работал не в редакции, а из дома. Вписал текст в шаблон – и выключил компьютер. Всё самое страшное произошло на этапе корректуры. Первый корректор, увидев женское имя в творительном падеже "Алесей", решила поменять на более привычное глазу "Алексеем" – и даже тут допустила ошибку ("Алескеем"). Второй корректор изменила ещё и фамилию с должностью на мужские. Позвонить мне и уточнить никто не удосужился. Так известный человек "сменил пол", а героиня статьи, которая прежде нахваливала текст, перестала выходить со мной на связь.
***
ОКСАНА ЧЕРТОВА
обозреватель отдела "Культура":
Как-то раз я писала про открытие ММКФ. В итоговом материале получилось, что ведущими на красной дорожке были Ингмар Бергман и Ильдар Жандарёв! Только я ошиблась, вместо Бориса Бермана я указала ведущим Ингмара Бергмана, шведского режиссёра, который умер за год до этого. Это я диктовала по телефону выпускающему редактору в запаре, так и выпустили. Потом, конечно, поменяли на сайте. Не помню, кто из зарубежных гостей посетил тогда ММКФ, но, думаю, Никита Сергеевич был бы рад, если бы среди них оказался этот обладатель "Золотой пальмовой ветви" Каннского кинофестиваля, да ещё и в качестве ведущего! А сам Бергман, который тонко чувствовал женщин, надеюсь, на небесах простил меня – дамам свойственно иногда выдавать желаемое за действительное.
***
ЮЛИЯ ЖУКОВСКАЯ
главный редактор газеты Metro:
Да простят меня читатели, но ошибки были и будут всегда. Это верные спутники журналиста, и отвязаться от них не удаётся даже самым опытным из нас – нет-нет да и вылезет что-нибудь! Причём, как назло, на самом видном месте. Как это было, например, с фотографией Алексея Кудрина, тогда ещё министра финансов РФ. На полполосы мы опубликовали выдержки из его выступлений на Петербургском экономическом форуме. Я уже, конечно, не помню, о чём он говорил, но поверьте – точно о важном. Что-то типа вступления в ОПЕК, критики МВФ и прогнозов инфляции... Мы вычитали этот материал вплоть до каждой загогулинки. А наутро открыли газету и увидели, что вместо портрета Алексея Кудрина в этом материале стоит фотография... его лба! Только лба! Без рта, носа и даже без бровей! Лоб, вытянутый как яйцо и немного заострённый кверху, – и больше ничего. Мы ошарашенно смотрели друг на друга, не понимая, как ТАКОЕ могло случиться. Ждали звонков сверху, звонков снизу. Но (тревожная барабанная дробь)... никто так и не позвонил! Ни один человек! Ни одной жалобы. Очевидно, все приняли наш позор за креативный ход – мол, показали необъятный лоб Кудрина, намекнув на мощный интеллект или, наоборот, поставив все его рассуждения под сомнение. Мы пытались выяснить, кого же надо оштрафовать за эту непрошеную креативность, чьи шаловливые пальчики перед отправкой в типографию исказили фото министра. Провели кропотливое расследование, но наказание так и не нашло своего героя – айтишники вынесли вердикт: технический сбой без вмешательства человека. Что бывает крайне редко.
***
Чаще у каждой ошибки есть автор. Как у ещё одного провала Metro. До сих пор всё сжимается внутри от стыда, когда рассказываю в назидание другим журналистам, как с лёгкой руки нашего корреспондента современниками Горького стали Гёте, Байрон и Стендаль. Более того – они даже посещали его, когда он жил в Италии! А вы не знали? Думаю, что Горький тоже был не в курсе. Материал писался наспех, вычитывался галопом – и вот, пожалуйста, новый исторический факт готов. Вам наверняка интересно, как же получилось у нашего журналиста собрать всех этих достойных людей в доме у Горького. Мне тоже было любопытно. Долго искать не пришлось – оказалось, что путешествие писателей во времени началось с сообщения в "Википедии", что все они когда-то бывали в Сорренто, как и Горький. Этого нашему эрудированному журналисту оказалось достаточно, чтобы выстроить логическую цепочку: приехать в Сорренто и не сходить в гости к старику Горькому – это ж из ряда вон!