В чём разница между неандертальцами разных по культуре популяций

Археологи из АНО "Лаборатория доистории" изучили 2 стоянки неандертальцев на Северном Кавказе и выяснили, что древние люди "западной" и "восточной" культур встречались. Исследования проводились при поддержке Российского научного фонда
В чём разница между неандертальцами разных по культуре популяций
предоставила Екатерина Дороничева
В Приэльбрусье могли контактировать неандертальцы Северного Кавказа, но разных традиций.

В среднем палеолите (160 000 – 40 000 лет назад) две разные по культуре популяции неандертальцев пришли на Северный Кавказ – одни были из Восточной Европы, другие – со стороны Юго-Западной Азии. Их главное отличие состояло в том, что они использовали разные техники обработки при создании орудий труда.

Как рассказала Metro кандидат исторических наук, один из авторов исследования Екатерина Дороничева, учёные изучали Мезмайскую пещеру (Краснодарский край, Северо-Западный Кавказ – "западные" неандертальцы) и грот Сарадж-Чуко (Кабардино-Балкарская Республика, Центральный Кавказ – "восточные" неандертальцы).

В Мезмайской пещере жили представители культуры "микока" (термин, описывающий обработку орудий).

– За 30 лет, что здесь проводили раскопки, археологи нашли останки 3 неандертальцев, а также хорошо сохранившееся погребение новорождённого неандертальца, – говорит Metro Дороничева. – Генетические исследования показали, что неандертальцы из Мезмайской пещеры близки классическому неандертальцу из грота Фельдхофер в долине Неандерталь, в Германии.

В Мезмайской пещере обнаружили каменные "индустрии" эпохи неандертальцев – например, двусторонне обработанные скребла-ножи. Здесь же было много костяных поделок (например, ретушёры, которыми обрабатывали края орудий). Неандертальцы охотились здесь на горных козлов (туров) и бизонов. Орудия в основном делали из кремня, сланца, кварца, кварцита, песчаника.

Во время раскопок учёные нашли и орудия, которые их удивили, – например леваллуазский наконечник. Это навело их на мысль, что "западные" неандертальцы контактировали с "восточными".

Мезмайская пещера – леваллуазский наконечник (форма, не характерная для микока).
предоставила Екатерина Дороничева

– Культурная традиция неандертальцев из грота Сарадж-Чуко называется "загросское мустье", она распространена на Малом Кавказе и Армянском нагорье, в горах Загрос в Иране, – продолжает Дороничева. – Местные неандертальцы обрабатывали свои орудия не двусторонне, а односторонне. Они тщательно подправляли ударные площадки сколов, и получались так называемые леваллуазские сколы. Грот Сарадж-Чуко находится в паре километров от выходов обсидиана, поэтому большинство орудий здесь сделаны из этого сырья (красного, чёрного и коричневого цветов).

Грот Сарадж-Чуко, леваллуазский наконечник из обсидиана, классичкеская форма для загросского мустье.
предоставила Екатерина Дороничева

Археологи обнаружили, что местные неандертальцы активно использовали огонь. Здесь также нашли более 350 орудий и их фрагментов. У некоторых были формы, не характерные для культуры загросского мустье – в частности, нетипично обработанные скребла и наконечники.

Грот Сарадж-Чуко, частично-бифасиальное скребло, форма, не характерная для загросского мустье.
предоставила Екатерина Дороничева

– Анализы показали, что они могли принадлежать бродячим охотникам эпохи среднего палеолита, а значит, попали в грот в результате контактов местных неандертальцев с группами охотников-неандертальцев микока, прибывших сюда с Северо-Западного Кавказа.