Президент Бразилии Луис Инасиу Лула да Силва обвинил бывшего лидера Жаира Болсонару в геноциде народа ямомами, который проживает на границе с Венесуэлой. Лула считает, что Болсонару запустил ситуацию с нелегальными горняками, добывающими полезные ископаемые на территории проживания коренного народа. Из-за этого затерянные в чащобах Амазонии индейцы лишились возможности охотиться и ловить рыбу.
В Сети появились фотографии истощённых яномамцев. Через несколько дней в амазонский штат Рорайме отправился сам Лула.
– То, что я увидел в Рорайме, было не просто гуманитарным кризисом, а геноцидом. Преднамеренное преступление против яномами, совершённое правительством, невосприимчивым к страданиям бразильского народа, – написал президент в соцсетях.
На гуманитарный кризис обратил внимание не только нынешний президент Бразилии. Министр по делам коренных народов Соня Гуахахара отметила, что у туземцев зафиксирован высокий уровень заражения малярией и гельминтозом, поэтому “каждые 72 часа от одной из этих болезней умирает ребёнок". Помимо этого, яномами страдают от недоедания. За время деятельности горняков умерло около 570 детей.
Экс-лидер Бразилии Жаир Болсонару ответил на обвинения президента и заявил, что здравоохранение коренных народов было одним из ключевых направлений федерального правительства.
– С 2019 года по ноябрь 2022 года Минздрав предоставил им [индейской резервации] услуги первичной медико-санитарной помощи более 53 миллионов раз, – написал он в соцсетях.
Противостояние Лулы Да Силва с Болсонару длится с президентских выборов 2022 года. Апогеем конфронтации стал захват конгресса и других правительственных зданий. Сторонники экс-президента были недовольны результатами выборов, на которых победил Лула с отрывом в 1,9%. "Болсонарцы" били окна, чтобы зайти в здания. Там демонстранты переворачивали стулья и фотографировались.
Через несколько часов военной полиции удалось очистить здание от протестующих. Новоиспечённый президент назвал их “вандалами” и пообещал наказать каждого задержанного.
Уникальные яномами
Несмотря на обвинения, Бразилия всё же пытается сохранить уникальный образ жизни туземцев в индейской резервации, которые обитают на севере страны, среди густой тропической растительности. Сейчас в джунглях живёт около 35 тысяч индейцев.
Долгая изолированность от цивилизации помогла им сохранить племенной образ жизни. В этом и заключается уникальность амазонского этноса. Все яномами спят в одном жилище – шабоно, сделанное из пальмовых листьев. Немногочисленные племена добывают еду с помощью рыбалки и охоты. Ходят яномами с деревянным “пирсингом” в носу и губах, носят перья диких птиц на ушах и красят свои щёки яркой краской.
Самое ценное для коренных жителей берегов Амазонки – это соблюдения ритуалов в срок. Языческие ритуалы, в свою очередь, вызывают постоянный интерес у антропологов и этнологов. Яномами до сих пор украшают перьями мёртвых соплеменников, а также кладут им жевательный табак в рот. После этого они танцуют и поют вокруг умерших, пытаясь таким образом вернуть им жизнь. В конце эмоционального ритуала племя кремирует труп.
Борьба политиков и цивилизаций
По мнению профессора Санкт-Петербургского государственного университета РАН Лазаря Хейфеца, сейчас между бывшим и нынешним президентом идёт политическая борьба.
– В любой политической борьбе противостоящие стороны ищут слабые места своего противника. В данном случае слабым местом Болсонару оказалась индейская резервация. У каждого лидера страны стоит задача соблюсти интересы двух сторон: производственного развития и индейцев. И президент должен озвучить программу решения этой проблемы. Но развитие не может происходить без наступления на природные ресурсы, так как тогда будут нарушаться права людей, которые жить так не хотят. Решить эту проблему всегда очень сложно, – говорит Metro Хейфец.
Хейфец отметил, что сейчас европейская цивилизация решает задачи общества потребления. Таким образом, европейцы наступают на традиционный мир индейцев.
– Можно ли действия бывшего бразильского правительства назвать геноцидом? Не думаю, что Жаир Болсонару специально истреблял индейское население. То, что правительство экс-президента Бразилии поощряло движение современной промышленности и развития инфраструктуры, занимая девственные территории проживания индейцев, – факт. Вела ли их деятельность к уничтожению значительной части населения этих районов? Думаю, что да, – рассуждает он.
По его словам, леса Бразилии, как и российская Сибирь, являются лёгкими планеты. По его словам, уже много лет на бразильские леса “идёт серьёзное наступление”.
– Бразилия – индустриальная или даже постиндустриальная страна, которая занимает девятое место в мире по объёму промышленного производства. Очевидно, что предприниматели и бизнесмены вырубают лес в поисках полезных ископаемых для производства. Это может привести к экологической катастрофе. Вторая проблема состоит в том, что подобная деятельность влияет на жизнь проживающих в этих лесах индейцев. Для яномами нетронутые леса – это вопрос выживания, – уверен он.
Профессор подчеркнул, что условия жизни в Бразилии постепенно меняются, но амазонские туземцы продолжают жить “в старой цивилизации”.
– Яномами живут так, как жили их предки. Живут как в доколумбовые времена. Они не приспособлены жить в городах. Отдельный индеец сможет привыкнуть к европейскому образу жизни, но целое племя – нет, – уверен Хейфец. – Они не смогут отказаться от своей культуры, традиций и привычного образа жизни.
Как утверждает Хейфец, изменения условий жизни приводит к постепенному исчезновению уникального этноса.
– Сложно соблюсти баланс между современным обществом и проблемами местного населения, проживающего в лесах. И насильная ассимиляция – не выход. Ассимиляция коренных народов никогда не приводила к положительному результату. Вспомним сценарии колонизации Австралии. Вот эта же самая Австралия через много лет просила прощения у аборигенов, – резюмирует он.