В биографической книге про Джеймса Кэмерона раскрыты фобии Ди Каприо и секреты терминатора

Прочитали новую книгу "Джеймс Кэмерон. Иллюстрированная биография. От "Титаника" до "Аватара" и выбрали несколько историй об одном из самых успешных режиссёров Голливуда
В биографической книге про Джеймса Кэмерона раскрыты фобии Ди Каприо и секреты терминатора
Фото из книги "Джеймс Кэмерон. Иллюстрированная биография. От "Титаника" до "Аватара" | Издательство "Бомбора"
На съёмках "Титаника" в 1997 году. Фильм получил три "Оскара": как лучший фильм, а также за режиссуру и монтаж. Такой же урожай мог собрать и "Аватар" в 2010 году, но лучшим фильмом стал "Повелитель бури", который сняла Кэтрин Бигелоу, бывшая жена Кэмерона.

Автором книги про Джеймса Кэмерона стал журналист и один из самых известных сценаристов Великобритании Айан Натан, успевший уже написать книги про знаменитых режиссёров: Уэса Андерсона, Тима Бёртона, Питера Джексона, Ридли Скотта и писателя Стивена Кинга. На этот раз Натан приглашает читателей на съёмочные площадки легендарных блокбастеров от Кэмерона, но сначала рассказывает, как Кэмерон стал одержим режиссурой и фантастическими мирами.

Идеи приходят из чтения, из жизненного опыта, из отношений, отовсюду. Из кошмарных снов в том числе.
Джеймс Кэмерон, режиссёр 

Ребёнок-изобретатель 

Маленького Джеймса рано начали увлекать космос и океанские глубины. Он с благоговением смотрел документальные фильмы французского океанолога Жак-Ива Кусто. В конце концов родители Кэмерона сдались и разрешили ему пройти курс подводного плавания. Свою первую подводную лодку, точнее батисферу, он сделал из майонезной банки, подпорок из служившего верой и правдой конструктора и ведёрка из-под краски. Места в субмарине хватало лишь для его ручной мышки. "Я посадил туда мышь, опустил её с моста на дно ручья Чиппава и снова вытащил. Мышка не пострадала", – приводит слова режиссёра биограф.

Из книги мы узнаём, что ребёнком Кэмерон был мастером на все руки, изобретателем, способным построить карт, плот или крепость: "В любом деле Джим становился заводилой. Это получалось само собой: остальные ждали его команд, будто повинуясь инстинкту. Он шутит, что до сих пор использует те же уловки: "Собираю кучу детей, которые помогают мне строить форт, разве что теперь на это требуется 100 миллионов долларов".

Биограф рассказывает, как однажды Кэмерон с братом Майклом даже попали в газеты: "Они сделали из мешков от химчистки воздушный шар, который подогревался свечами. Пожарные устроили за ним погоню, а местные новости сообщали об НЛО". 

Гений сиквелов

Арнольд Шварценеггер стал талисманом для Джеймса Кэмерона.
Фото из книги "Джеймс Кэмерон. Иллюстрированная биография. От "Титаника" до "Аватара" | Издательство "Бомбора"
Арнольд Шварценеггер стал талисманом для Джеймса Кэмерона.

Джеймс Кэмерон доказал, что можно снять продолжение легендарного фильма, сделав его не хуже. "Снимать сиквел – это искусство: нужно сделать его крутым и свежим, но не за счёт того, что волновало людей раньше", – цитирует режиссёра Айан Натан в своей книге.

Этого принципа Кэмерон придерживался, когда работал над написанием сценария космического ужастика "Чужие", который стал продолжением фильма Ридли Скотта. Кэмерон решил сделать акцент на страданиях Рипли (Сигурни Уивер) – женщины-офицера, испытывающей чувство вины за то, что она стала единственным выжившим человеком на "Ностромо", – и продумал её предысторию.

Снимая же вторую часть своего "Терминатора", Джеймс Кэмерон решил вернуть из будущего сразу двух терминаторов: одного – плохого, другого переформатированного – доброго. Сначала планировали, что обоих будет играть Арнольд Шварценеггер. Но, как сообщается в биографии, звезде пришлось бы проводить кучу времени в кресле гримёра, а Кэмерон не хотел, чтобы Арнольд Шварценеггер раздражался, как и он сам.

В итоге Кэмерон придумал второго робота – убийцу, способного менять форму, сделанного из разумного жидкого металла, похожего на ртуть, который может маскироваться под предметы. "Мне было страшно, уже когда я просто сидел и писал сюжет", – цитирует Кэмерона биограф. 

Испытание "Титаником"

Кейт Уинслет и Джеймс Кэмерон.
Getty Images
Кейт Уинслет и Джеймс Кэмерон.

В книге рассказывается, что "зачатием" "Титаника" стала встреча с подводным археологом Робертом Баллардом во время работы над фильмом Кэмерона "Бездна": "Баллард обнаружил обломки "Титаника" в 1985 году и не смог удержаться от того, чтобы показать плёнки Джеймсу Кэмерону. Это пробудило что-то внутри режиссёра. Он погрузился в историю, поглощая книги, чувствуя, как его "засасывает в водоворот" новой одержимости. Кэмерон любил шутить, что выбрал "Титаник" только для того, чтобы 20th Century Fox профинансировала его исследование затонувшего корабля". 

Бюджет был колоссальный, Джеймс Кэмерон продолжал дотошно требовать подлинной детализации и доводил всё до совершенства. В биографии приводится такой пример: "...для сцены ужина, где Джек управляется с парадом вилок, было сделано столько дублей, что пришлось наложить гипсовую повязку на руку официанта, чтобы он мог держать поднос". Актёрам тоже приходилось несладко. Леонардо ДиКаприо, сообщает автор книги, относится к воде как "сиамский кот". Режиссёр потратил полдня, уговаривая его войти в воду.

Но и сам Кэмерон на съёмках "Титаника" порой был в отчаянии. В книге приводятся его воспоминания об одном из дней: "Я не спал тридцать шесть часов подряд. Я в шести метрах под водой, они вот-вот выбьют всё это стекло. И я думаю: "Господи, забери меня сейчас – это самый подходящий момент, потому что мы превысили бюджет, это девчачье кино, где все умирают в конце, и у меня нет времени закончить фильм!"