По словам экскурсовода Алексея Орлова, краеведа, историка-искусствоведа, район Переведеновки (где находится Новая Переведеновская улица и одноимённый переулок) "насыщен" странностями: на месте нынешнего Переведеновского переулка вместе уживались старообрядцы, сектанты и простой люд. Все они были людьми, которые "перевелись" – сначала сбежали от чумы в 1770–1771 годах, а когда вернулись, их прежние дома передали другим людям. Пришлось селиться там, где прикажут.
– В XVII–XIX веках здесь жили беспоповцы – те, кто отверг церковную иерархию, их наставники выбирались из мирян. Однако были и хлысты (проповедовали аскетизм и безбрачие), и скопцы – те, кто считал, что душу можно спасти только путём обрезания половых органов человека и животных. И много-много других представителей религиозных движений. Например, бегунов (те, кто должен вечно странствовать и отказаться от всего мирского) боялись – простой люд был уверен, что они душат своих стариков, которые слишком долго живут, – рассказывает Алексей.
Если центр Переведеновки облюбовали старообрядцы, то её край – сама императрица Елизавета Петровна. По адресу: улица Гастелло, 44, стр. 1 стоит её загородный дворец XVIII–XIX веков.
– В ХIХ веке в окрестностях дворца была школа рукоделия и шелководства. В ней разводили шелкопрядов. Однако остаётся неясным, откуда брали листья тутовых деревьев для их прокорма, – продолжает экскурсовод.
По одним данным, в Измайлове арендовали сад, высадили 4 тыс. тутовых деревьев, но все они погибли, не прижились. По другим – в начале нынешнего района Шоссе Энтузиастов был пустырь – на нём тоже выращивали тутовые деревья астраханские специалисты, и тоже безуспешно. Всё замёрзло.
На этом "диковинки" Басманного не заканчиваются: в XIX веке там находилась самая крупная на тот момент столичная богадельня для престарелых и нуждающихся мещан, насчитывавшая 1100 мужчин и женщин на содержании. По словам Алексея, её построили в 70-е годы. Рядом находилась церковь, принадлежавшая Владычне-Покровской общине сестёр милосердия:
– При богадельне были также служебные помещения, отданные под благотворительность, и несколько мастерских, в которых занимались достаточно простым ремеслом – подшивали сапоги.
Однако владелицу богадельни, баронессу Прасковья Розен (затем она стала инокиней), фрейлину императрицы осудили за аферы с ценными бумагами. Инокиню передали церковному суду и потом сослали в дальний монастырь.
Ещё несколько фактов о Басманном, которые, по словам Алексея, стоит знать:
- Владычне-Покровская община сестёр милосердия состояла из инокинь, которые ходили в белом и обслуживали богадельню в качестве послушания.
- В церкви Покрова на Рубцове до сих пор богослужения проводятся по древнему (старообрядному) чину.
- Федосеевцы (были убеждены в наступлении царства антихриста и совершенной испорченности российского государства) составляли большую часть старообрядцев.
- Купец Илья Ковылин жил около Ильинской церкви. Потом он стал лидером старообрядческого движения и основал кладбище-монастырь на Преображенке.
- Один из первых старообрядческих храмов в Такмаковом переулке построил архитектор Илья Бондаренко.
- Переведеновская религиозная община старообрядцев отличалась строгостью правил, например, переведеновцам не разрешалось вкушать еду с теми, кто не принадлежал к их группе и не придерживался их веры или практики и наоборот.