Постройка XIX века расположена на станции Москва-Товарная (сейчас Дербенёвская) Рязано-Уральской железной дороги. Она снабжала водой депо и подъезжающие паровозы.
– Проект реставрации прошёл историко-культурную экспертизу, и сейчас мы ждём получения разрешения на реставрационные работы, – рассказывает инвестор Артём Геворгян. – Башня будет воссоздана в первоначальном облике, такой, какой её построил архитектор и конструктор Виноградов.
«По договору аренды с городом инвестор приведёт в порядок объект культурного наследия и сможет перейти на льготную ставку». Сергей Собянин, мэр Москвы
В рамках работ предстоит восстановить элементы винтовой металлической лестницы внутри башни, расчистить кирпичные стены, устранить трещины.
– Многие детали башни сохранились, их мы приведём в порядок, но также предстоит воссоздать и утраченные элементы – деревянные окна и купол, – объясняет инвестор. – Всё в точности, как было построено в 1898 году.
Проектная документация по реставрации создавалась на основе самого проекта Виноградова и документов городского архива. Работы планируют завершить к концу текущего года.
– А после реставрационных работ мы будем приспосабливать объект для современного использования. Башня будет поделена на пять этажей, оборудована лифтом. На эти работы мы тоже закладываем год, – объясняет Артём Геворгян. – После завершения работ на первом этаже расположится выставочное пространство ArtLi Gallery, где будут представлены живопись и современное искусство – около 50 художников.
На втором этаже будет выставляться продукция компании инвестора. Верхние этажи станут административными.
– Мы планируем делать для горожан дни открытых дверей минимум два раза в году, на День объектов культурного наследия и День музеев, – обещает инвестор.
Также, по его словам, посмотреть исторический объект изнутри можно будет и в другие дни – по согласованию.
2 вопроса Анатолию Оксенюку – историку, заместителю директора по научной работе Музея архитектуры им. Щусева
– Когда в Москве появились водонапорные башни?
– Работы по проведению централизованного водопровода в столице начались в первые десятилетия XIX века, тогда же стали появляться и башни. Одной из самых первых была Сухарева башня, которая находилась на Садовом кольце. Хотя её построили в конце XVII века, но в XIX стали использовать как резервуар водопровода. Позже такие башни строились как при городских учреждениях, так и в частных усадьбах, на заводах, везде, где было большое водопотребление. То, что сохранилось сейчас, это в основном вторая половина XIX – начало XX века, они построены в кирпичной промышленной архитектуре.
– Какие-то башни в столице имеют особый статус? Какая, на ваш взгляд, самая интересная?
– Памятниками архитектуры на территории столицы в Росреестре зарегистрировано 11 водонапорных и водоёмных башен. Я бы выделил башню у Ленинградского вокзала, архитектурно она ассоциируется с крепостной – такая огромная, квадратная. Её строительство началось в середине XIX века, а в начале XX века она достраивалась. Эта башня обслуживала дорогу, близлежащие районы и круговое депо Николаевской железной дороги. И сейчас она сохранилась в ансамбле Николаевской дороги, что очень ценно.