На предпоказ выставки слетелись журналисты едва ли не со всех изданий и телеканалов Москвы. Экспозиция обещала быть грандиозной, вдуматься только: 13 тематических разделов, 8 видов советского искусства. Организаторы в лице музейно-выставочного центра "Росизо" хотели передать идею масштабного советского феномена – Дворца культуры – на пике его расцвета. Для этого под сводами Манежа собрали всё лучшее, что нашли в столичных музейных фондах, и не только столичных. Например, чудесные мозаики Надежды Ходасевич-Леже привезли из Дубны, после закрытия выставки они вернутся на родную площадь перед городским Домом культуры.
– Это наш рассказ, наша история, выставка-путешествие, выставка-гордость о советской культуре, – сказала гендиректор "Росизо" Ольга Галактионова.
Путешествуя по истории из зала в зал, от скульптуры – к живописи, от театрального закулисья – к раритетам киностудий, рассматривая редкие фотографии и архитектурные проекты, в который раз удивляешься, как быстро экспериментальное по своей сути государство создало огромный пласт разносторонней культуры, узнаваемой во всём мире.
Самым новаторским среди всех музейных богатств оказался "музыкальный" зал. Здесь находятся уникальный электроинструмент терпситон – взобравшись на его платформу, можно извлекать музыку движениями рук или ног, – авторские синтезаторы, способные извлекать сотни тембров из одного голоса, модель первого радиоприёмника Попова и первая в мире электрогитара парторга Михаила Штрянина из деревни Бессоновка.
Но больше всего удивили экспонаты, материальная ценность которых не составила бы и нескольких сотен рублей, если бы кому-то пришло в голову разобрать их на запчасти. В самом деле, чего стоят несколько ржавых утюгов, подвешенных к простой деревянной столешнице на гитарных струнах? Или балалайка из консервной банки?
В 1983 году питерские музыканты-эксперименталисты Иван Сотников и Тимур Новиков прибили гвоздями к столу гитарные струны, подвесили на них маленькие чугунные утюги (те самые, что когда-то нагревали на огне) и вбили ножи. На столешнице также крепились гитарные звукосниматели, передававшие сигнал в колонки. В Манеж привезли современную реконструкцию того первого утюгона. К чудо-инструменту прилагается смычок, впрочем, можно обойтись и без него, перебирая струны руками.
– Без смычка даже лучше звучит, – смеётся пиарщик выставки Елена Бедуш, пытаясь сыграть на утюгах ноктюрн по рецепту Маяковского. К слову, Елена окончила консерваторию по специальности "виолончель", так что с утюгоном тоже справилась.
На другом стенде под стеклом – более чем скромная трёхструнная балалайка. В 1941 году узник концлагеря Витцендорф, военнопленный № 25168 Виктор Волков выстругал гриф из полена, сделал корпус из пустой консервной банки, которой швырнул в него часовой, а струны – из телефонного кабеля, случайно найденного между рядами лагерной "колючки". С этой балалайкой, которую узники ласково называли "баночкой", он прошёл ужасы концлагерей, играл на ней в бараках, а после Победы – в концертных залах. В Российском национальном музее музыки хранится авторская копия легендарного инструмента, именно её привезли в Манеж.
Выставка "ДК СССР" продлится до 1 апреля.