Стоя в пробке на Садовом кольце в районе Земляного вала, вы наверняка обращали внимание на классический особняк, который резко отличается от индустриальных построек из стекла и бетона вокруг. Вывеска на воротах сообщит вам о том, что здесь расположен центр медицинской реабилитации, восстановительной и спортивной медицины. Но чтобы узнать удивительную историю этого здания, достаточно войти в калитку спортивного центра, расположиться на лавочке напротив его фасада и прислушаться…
Участок на Яузе
Ну что ж, давайте знакомиться! Очень приятно, Усадьба "Высокие горы", я же усадьба Найденовых, я же — особняк Хлудовых, я же — усадьба Усачевых. Успели запутаться? Понимаю Вас. Все дело в том, что живу я на свете без малого двести лет, и за это время не раз меняла хозяев. Когда-то мой дивный участок земли на холме у Яузы был сплошь покрыт яблоневыми садами да клубничными полями. Фрукты отсюда поставляли к царскому столу. Принадлежала земля боярскому роду Морозовых, а окружали его слобОды ремесленников. И вот в начале 19го века участок выкупают купцы-чаеторговцы Усачевы. Братья Василий и Петр сделали быструю карьеру на торговле чаем, который в то время на Руси только набирал популярность. Здесь, на Земляном валу они хотели построить не просто купеческий дом, а полноценную усадьбу. Чтобы всем завистникам и конкурентам показать — вот, мол, посмотрите, чего сила да ум купеческий достигли!
Как зарабатывали чайные магнаты
Чайный бизнес в 19-м веке был, знаете ли, делом непростым и рискованным. Путь чая от китайских плантаций до московских лавок занимал больше года. Ящики с товаром перевозили на верблюдах через пустыню Гоби, затем везли до Иркутска, до Поволжья и лишь потом — в столицу. Запаковать чай, чтобы он не отсырел или не перемерз было целым искусством! Товар плотно уминали в цибики — ящики из тропического дерева Альбиция, не имеющего запаха. Внутри ящик выкладывали оловянными или свинцовыми листами, а затем выстилали мягкой бумагой. Снаружи несколько раз оплетали камышовой циновкой, а потом зашивали в меха или шкуры. Я почему это так хорошо знаю — Усачевы не раз такие цибики у меня в подвале хранили.
Дом как показатель статуса
В общем, можете себе представить, насколько высоки были риски в бизнесе моих хозяев и как они хотели рассказать всей Москве о том, каких высот добились! И я должна была им в этом помочь. Для моего строительства Усачевы пригласили модного и знаменитого архитектора из Швейцарии — Доменико Жилярди. Впрочем, на тот момент он давно обрусел. Даже представлялся всем — Дементий Иванович. В 35 лет молодой Жилярди приехал работать в Москву, которую как раз необходимо было отстраивать после пожара 1812-го года.
История Жилярди
Талантливый зодчий получал лучшие, как вы бы сейчас сказали, госзаказы — восстанавливал Кремлевские постройки, Колокольню Ивана Великого на Соборной площади, здание Московского Университета... Брался строить лучшие княжеские дома и дворянские усадьбы. И вот такую звезду первой величины нанимают мои хозяева — Василий и Петр Усачевы. Вот послушайте, что сам Доменико об этом думал:
Признаюсь, когда ко мне обратились Усачевы, я даже растерялся. За время, проведенное в России я хорошо изучил здешние нравы. И если раньше я строил дома для Голицыных, Гагариных и других знатнейших фамилий страны, то для братьев-купцов работать мне было не к лицу. Но дело все в том, что Усачевы были известными столичными благотворителями — они содержали рукодельную мастерскую, где обучали ремеслу девушек-сирот. А я, признаюсь, множество московских благотворительных учреждений и домов призрения выстроил. Так вот, на почве филантропии мы с ними и сошлись. Усадьбу Усачевых я пытался выстроить похожей на ее хозяев. Петр Усачев всерьез увлекался садоводством — ну, крестьянские корни, здесь все понятно. Так вот, для него я спроектировал вокруг усадьбы великолепный сад. Вдоль улицы протянул широкий пандус, который поднимается до уровня парадного этажа дома. Пандус выполняет две функции: отделяет от улицы усадебный парк и соединяет внутренний объём дома с природным окружением. Этот прием, я признаюсь, еще в Камероновой галерее в Царском Селе подсмотрел. Пандус я украсил статуями львов, вазонами с цветами... все по высшему разряду. Сам господский дом спроектировал с тремя парадными фасадами — уличным, дворовым и садовым. Чтобы с любой стороны купцы на свой дом любовались и радовались собственным достижениям. Стиль моей постройки я бы назвал зрелым классицизмом с элементами ампира. Удивительный, кстати, парадокс. Ампир как явление появился во Франции в эпоху Наполеона Бонапарта. И стал так популярен, что большинство московских зданий я в стиле ампир и выстраивал. Получается, Москва, сожженная Наполеоном, позже была выстроена в стиле, им же вдохновленным. Впрочем, за годы жизни и работы в России я понял, что эта страна вся сплошь состоит из загадок и парадоксов...
Про мое устройство
Ох, Дементий Иванович, ну и болтун! Давайте я вам лучше сама о себе поподробней расскажу. Вот представьте себе — высокий цокольный полуэтаж, отделанный рустованным камнем. Легкий портик второго этажа с восемью парящими колоннами. Белокаменные наличники, скульптуры львов над окнами. Мягкие приглушенные цвета. Везде во мне чувствовался благородный стиль классицизма — богатство, но не кичливое, аристократически сдержанное.
Главный мой вход располагался со двора. Так было принято, чтобы не нарушать строгости уличных фасадов. Вот здесь господин Жилярди уже не сдерживал собственной фантазии. Козырек над входом украсил легким чугунным литьем, посадил при дверях чугунных стерегущих львов и крылатых грифонов, отлитых по специальному заказу в Париже.
Во дворе у меня располагались конюшни и каретный сарай, а в парке — здания оранжереи, где мой хозяин — Петр Усачев — выводил редкие сорта растений.
Для отдыха хозяев Доменико Жилярди выстроил изящные музыкальный и чайный домики, в которых не редко устраивали прекрасные камерные концерты и званные вечера.
Надо сказать, что Усачевы со своей богатой усадьбой, стали в Москве личностями столь популярными, что даже ближайшей ко мне мост через Яузу стали называть Усачевским.
Как я стала домом Хлудова
После Усачевых я досталась купцу и меценату Герасиму Ивановичу Хлудову. Богатый предприниматель, владелец фабрик и мануфактур, гласный московской городской думы поселился у меня со своей семьей и во много крат развил и преумножил мое богатство.
При нем ко мне в дом и сад провели воду из мытищинского водопровода, в главном корпусе устроили калориферное отопление. При Хлудовых я задавала моду всему московскому градостроению. Гостей поражал мой парк с редкими туями, кедрами, карельскими березами. В теплой оранжерее выращивали пальмы, мандарины, лимоны, изумительные розы и гортензии. Новый хозяин распорядился выстроить в парке две новые беседки.
Хлудовская дольче вита
А какие званные вечера при Хлудове у меня закатывали.... Впрочем, давайте я ему самому слово дам.
Едва я впервые увидел усадьбу на Земляном валу, как сразу влюбился в нее. Купил этот дом и сразу решил вести здесь хозяйство на самую широкую ногу. Не зря в столице меня прозвали англичанином. Сад я устроил на образцовый английский манер, завез диковинных зверей и птиц. В оранжереях у меня выращивали тропические деревья. В доме моем чуть ли не каждую неделю пировали самые влиятельные чиновники, сам министр финансов любил заехать ко мне на бридж или преферанс. Дом я украсил коллекцией редчайшей живописи и старинных книг.
Впрочем, вы не подумайте, богатство свое я не только на собственные увеселения тратил. На мои средства были отреставрированы старинные Крутицкие казармы в Москве, я возводил и восстанавливал церкви, построил богадельню в Сыромятниках и пожертвовал средства на создание Алексеевской психиатрической больницы.
Так что, я считаю, для общества я сделал достаточно, а в любимой усадьбе на Земляном валу жил уже, что называется, для себя.
Отдыхать, встречать друзей, как вы бы сегодня сказали — замедляться и жить в потоке — на это я вдохновляла всех своих владельцев. Видно, не просто так мой создатель Доменико Жилярди вложил в меня все свое мастерство и умение.
Приятель Хлудова, художник Боголюбов написал в моем парке картину "Вид на Москву из Хлудовского сада". Около месяца приезжал ко мне как на работу. Мольберт в саду расставит и по 5-6 часов в день наблюдает за изменением света, водит кистью по холсту, смешивает краски, вздыхает... творит, одним словом.
Моя новая хозяйка — Найденова
После смерти Хлудова в 1885г я перешла к его наследницам — четырем дочерям, имевшим к тому времени свои семьи. Но вскоре меня выкупила у своих сестер Александра Хлудова, по мужу — Найденова.
Сама она жила в доме на Покровке, меня приобрела что называется "для инвестиций". Поддерживала у меня идеальный порядок, но в гости захаживала совсем редко. Так что вплоть до самой революции я грустила без гостей, шумных вечеров и роскошных приемов.
Впрочем, и после революции увидеть их, мне уже не довелось.
Как я стала мед учреждением
Меня национализировали, назвали "Высокие горы" и передали министерству здравоохранения. И с двадцатых годов двадцатого века во мне располагались то санаторий, то туберкулезный диспансер, то вот, отделение спортивной и реабилитационной медицины.
Впрочем, это не так и плохо. Медицинские работники по сей день стараются бережно сохранять мои постройки и фасады.
Внутри моего главного корпуса до сих пор сохранились расписные потолки по эскизам Доменико Жилярди, нарядные плафоны с грифонами и гирляндами.
Мое уникальное расположение и прекрасное убранство советские деятели ценили по-достоинству. Известный художник Грабарь, к примеру, назвал меня жемчужиной русского искусства.
Моя роль в киноискусстве
Киношники советские тоже меня любили. Помните знаменитый фильм "Покровские ворота" — финальные сцены, когда Лев Евгеньевич бежит из больницы? Эти прекрасные танцы Олега Меньшикова с Леонидом Броневым, монолог Гамлета в исполнении Броневого, танцы мужчин с костылями — все это снимали здесь, у меня!
Как меня реставрировали
В 50-е годы прошлого века мои фасады впервые капитально отреставрировали. Правда к тому времени музыкальный и чайный домики, к сожалению, сгорели. Зато чугунные львы, вазоны, пандус и лепнина сохранились до сих пор.
В 2024-м году специалисты завершили реставрацию моих исторических элементов. Восстановили грот, две беседки-ротонды, ограду с воротами и четыре чугунные скульптуры.
Скульптуры, символизирующие времена года, тоже, кстати, отливали по заказу Жилярди в Париже. Современные эксперты не решились перевозить их из парка и восстанавливали прямо на месте. Обработали поверхность специальными составами, затем отлили утраченные фрагменты и установили статуи на постаменты из искусственного камня.
В каменном гроте реставраторы укрепили кирпичную кладку и обработали облицовку из известняка.
Как попасть ко мне в гости
Сегодня попасть ко мне на территорию при желании можно. Правда, чтобы пройти внутрь корпусов, надо быть как минимум спортсменом с растяжением связок.
Я, конечно, сама удивляюсь, что среди столичной суеты, в бешеном ритме мегаполиса, умудряюсь сохранять размеренность старой купеческой усадьбы. Зайдете ко мне, и сразу перенесетесь на двести лет назад, когда можно было долго пить чай в парковой беседке, разговаривать о прочитанных книгах и любоваться цветением лимонов в оранжереях. Впрочем, приезжайте, и попробуйте сами.
Это была история усадьбы Усачёвых-Найдёновых — островка купеческой жизни в сердце современного мегаполиса. Ее голосом стала актриса театра, кино и озвучивания Татьяна Шитова. Еще больше непридуманных историй главных столичных зданий слушайте в подкасте "Голоса Московских зданий" Департамента Культурного наследия города Москвы