Управление массовым сознанием в соцсетях: Ольга Андерсон рассказывает, как мы можем стать уязвимыми для манипуляций и скрытого управления

Управление массовым сознанием в соцсетях: Ольга Андерсон рассказывает, как мы можем стать уязвимыми для манипуляций и скрытого управления

Сегодня мы проводим в интернете значительную часть нашего времени – в среднем около 5 часов в день. Это больше четверти времени бодрствования в сутки. Согласитесь, не мало.

Мы часто используем это время для просмотра видео и социальных сетей, обмена сообщениями, изучения новостей и онлайн-игр. Все из перечисленного можно отнести к развлечениям. А если человек развлекается, то в моменте он не особо задумывается об опасностях, которые его окружают. 

Так и с социальными сетями – мы не всегда осознаем их скрытые угрозы. Хотя именно социальные сети предоставляют возможность максимально быстро "дотянуться" до человека и его сознания. Из-за этого он становится уязвимым для манипуляций и скрытого управления.

Цена

Социальные сети – вовсе не бесплатное развлечение. За все, что мы смотрим, читаем, во что играем, мы платим своим временем и нашими цифровыми следами. 

Цифровые следы – это лайки, репосты, подписки, комментарии, посты, фотографии. Все метки, которые мы оставляем о себе.

Казалось бы, почему эти безобидные действия могут быть опасны? Всё, что мы делаем в социальных сетях, ложится в основу сбора поведенческой информации. Такая информация позволяет понимать: сколько человеку лет, в каком городе он живет, состав семьи, сферу интересов и т.д. Это используется для настройки адресной доставки контента, в т.ч. манипулятивной информации. Например, сообщение о крупном выигрыше, которое человек получил с неизвестного аккаунта в день своего рождения, скорее всего мошенническая уловка, а данные взяты из профиля потенциальной жертвы в социальных сетях.

ЦИТАТА
Ещё одна уловка социальных сетей: если человек заходит в соцсети не целенаправленно, а просто "убить время", то его выбором управляют алгоритмы. Они автоматически поставляют контент, который подбирается, исходя из интересов пользователя, либо на основе его социально-демографических характеристик (пол, возраст, профессия и др.).
— Ольга Андерсон – лектор Российского общества "Знание"

Вы видите то, что должны видеть

С одной стороны, кажется, что это облегчает жизнь пользователям, но и здесь есть скрытые угрозы. 

Алгоритмы выдачи работают автоматически, и не всегда могут определить фейковую информацию или противоправный контент. Поэтому в ленте пользователя может снова и снова размещаться дезинформация, небезопасные материалы, фейки. Повторно сталкиваясь с ними, человек обращает на них внимание и начинает им верить.

Манипулятивный контент

Чтобы активнее влиять на аудиторию, манипуляторы работают через распространение высокоэмоционального контента. Например, массовая рассылка фейковых сообщений о «срочной эвакуации» или внезапном дефиците какого-то лекарства, вызывает у пользователя чувство страха и неопределенности. Продолжительность эмоционального влияния подобной информации может сохраняться от одного дня до полугода. Длительное нахождение под информационным воздействием вызывает ухудшение состояния здоровья, изменение поведения и психики.

Социальные сети и привычка

В механику социальных сетей встроены так называемые "дофаминовые ловушки". Получая лайки под своими фотографиями, читая смешные посты или просматривая забавные видео, человек испытывает прилив сил и радости, чувство легкости, энергию. Эти ощущения он получает за счёт выработки дофамина. Дофамин – это награда. Мозг связывает сети с наградой. Со временем формируется привычка, которая снова и снова возвращает человека в социальные сети в поисках удовольствия и вознаграждения. Поэтому отказаться от социальных сетей так непросто. 

Дорогой читатель, я не хочу напугать тебя и не призываю немедленно удалиться из всех социальных сетей! 

Наша задача научиться извлекать пользу и экологично взаимодействовать с социальными сетями без вреда для своей жизни, своего мировосприятия, своей психики и здоровья.

Вот несложные правила, которые помогут защититься от манипуляций в социальных сетях: регулярно проводить информационный детокс, расширять кругозор, развивать критическое мышление, периодически предлагать мозгу сложный контент и не спешить верить эмоциональной информации, даже если выглядит она сверхправдоподобно.