Уникальные старинные иконы появились в "Коломенском"

Выставку "Кижи. Небесное послание" открыли во Дворце царя Алексея Михайловича. Главный экспонат там – "Небеса" (купольные потолки из икон)
Уникальные старинные иконы появились в "Коломенском"
Фото – Александр Курковский
"Небеса" из Кижей.

Их привезли с Русского Севера. Они украшали Преображенскую церковь и дарили ей дополнительное тепло, но в годы Великой Отечественной войны исчезли. 

... Яркое солнце, голубое небо, сугробы в человеческий рост, тающие на глазах, и посреди них возвышается Дворец царя Алексея Михайловича, полностью деревянный. Новодел, но не лубочный. От дерева веет стариной и теплом. Поднимаюсь по ступенькам, толкаю тяжёлую дверь, сдаю вещи в гардероб и сразу же, минуя другие залы выставки, – к заветным "небесам".

И вот они! Прямо над головой. Инсталляция, конечно, да ещё и чёрно-белая, но воссоздана один в один. Под покровом "небес" чувствую себя умиротворённо. Представляю, как иконостас переходил в "небеса" и завершал ими. 

Кижские "небеса".
Фото – Александр Курковский
Кижские "небеса".

Преображенский храм, который входит в список ЮНЕСКО, построили на острове Кижи в 1714 году. Его отличительная особенность – двадцать две главы. Церковь одноэтажная, и "Небеса" покрывали её круглый потолок. 

– В Заонежье была распространена традиция "небес", – рассказывает Metro научный сотрудник музея-заповедника "Кижи" Борис Москин. – Это традиции Русского Севера. Любопытно, что только в деревянных церквях существовали "небеса". В каменных они были не нужны. 

В центре "небес" располагалось замковое кольцо – каркас, к которому крепились иконы. Зачастую на этот круг наносили растительный орнамент, либо серафимов или херувимов. А на кольце Преображенской церкви написана молитва "Отче наш", причём в зеркальном отражении. 

– До сих пор никто не знает, почему, – отмечает главный хранитель музейных предметов музея-заповедника "Кижи" Анастасия Диброва. – Такое написание больше нигде не встречается. 

"Небеса" пропали в годы Второй мировой войны. Когда Заонежье оказалось в оккупации, на захваченную территорию приехали финские учёные, педагоги и священники, чтобы изучить нравы и традиции местных жителей, памятники живописи и архитектуры. К их группе присоединился 24-летний Ларс Петтерссон. Он только-только окончил Хельсинский университет, защитил магистерскую диссертацию на несколько сотен страниц об архитектуре деревянных церквей Финляндии. Когда началась война, Ларс в составе одного из подразделений Финской армии оказался в Карелии и примкнул к учёным, которые изучали захваченную территорию. А вскоре ему поручили охранять памятники культуры, особенно церковные. Ларс занимался этим до 1944 года. Где бы он ни находился, неустанно фотографировал. И его фотографии стали чуть ли не единственным документом, по которому можно представить, как выглядели храмы Заонежья. В основном по его снимкам и будут восстанавливать кижские "Небеса". 

Финны, когда в 1944 году отступали, забрали "Небеса" с собой, но довезли их только до Петрозаводска. По одной из самых распространённых версий – из-за того, что слишком большие. Площадь утерянных "Небес" более 100 квадратных метров. 

– Это щиты размером от четырёх с половиной метров, – продолжает Борис Москин. – А диаметр центрального круглого образа вместе с замковым кольцом, по которому идёт текст молитвы "Отче наш", был три метра двенадцать сантиметров. 

Вот финны "Небеса" и бросили. А холодной зимой 1945 года сторож петрозаводского Дома культуры использовал иконы вместо дров...

Оглядываюсь. На стенах уникальные деревянные иконы. Их тут 16–17. Одни по форме треугольные, другие похожи на трапеции, третьи – круглые. Иконы привезли из многочисленных деревянных часовен и маленьких церквей, которые стоят вокруг главного Преображенского храма.

– Они представлены здесь как палитра отдельных "небес" разных храмов, – поясняет Борис Москин. 

Столик реставратора.
Фото – Александр Курковский
Столик реставратора.

Прямо под главными чёрно-белыми "небесами" стол и стул реставратора. Так и хочется присесть, окунуть кисточку в стоящие на столики краски и за дело! Но нельзя. Это место только для "красоты", для того, чтобы представить, как будут идти реставрационные работы. И вот воображаешь, как исследователь усядется на хлипкий стульчик и будет кропотливо по чёрно-белым фотографиям Ларса восстанавливать "Небеса".

А цвет реставраторы будут воссоздавать, ориентируясь на те иконы, что висят на стенах, по классическим канонам иконописи. Конечно, они изучат пигменты. Уже точно известно, что старые мастера использовали темперные краски на яичном желтке. Фон утраченных "Небес" сделают тёмно-синим. Такого же цвета одеяния ангелов на иконах Заонежских храмов.

"Раскрашивать" "Небеса" будет непросто, так как они огромные. И, конечно, они, в отличие от икон в каменных храмах, не расписывались под потолком, а создавались как большие монументальные иконы, внизу, и затем уже размещались наверху. 

– Так что нужно ещё сделать самонесущую распорную конструкцию из балок, установить её так, чтобы упиралась в стены церкви, сверху поставить иконы и расписывать их, – объясняет Борис Москин. 

Поднимаю глаза к "небесам". Они похожи на стёклышки из калейдоскопа – игрушку советских детей. Я в красках представляю, как чёрно-белый круг посинеет. Любопытно увидеть, что получится. Правда, говорят, это будет возможно не раньше, чем через пять лет.

Кто приведёт в божеский вид "Небеса"?
Реставрацией святыни занимается мастерская церковной живописи Академии художеств имени Репина, в частности, профессор Александр Крылов и его ученик Дмитрий Селиванов.