Сергей Соловьёв, или, как его иначе называли, САС, был не просто выдающимся кинематографистом, который навсегда останется в культуре нашей страны. Несколько его работ носят определение, которое мы чаще используем, говоря о западном кинематографе: "культовые фильмы". В первую очередь это касается фильма “Асса”, премьера которого состоялась в 1987 году. Финал фильма, в котором будущий рок-идол, а тогда ещё просто контркультурный музыкант Виктор Цой выступал перед настоящей публикой, суммировал эпоху перестройки в трёх словах: "Мы ждём перемен!"
Первые фильмы, снятые Соловьёвым по окончании ВГИКа, вполне укладывались в рамки традиционного советского кинематографа. Это была экранизация классики – Горького, Чехова и Пушкина: "Егор Булычёв и другие", "Семейное счастье", "Станционный смотритель".
С 1975 года, когда юная и прелестная Татьяна Друбич стала музой режиссёра, начинается новый, поэтичный, период его творчества. "Сто дней после детства", "Спасатель", "Наследница по прямой". Это были фильмы о подростках, но проникнутые ностальгическим духом, воспоминаниями всё о том же Пушкине, о некой лирической небывальщине, сквозь которую Соловьёв пока смотрел на современность.
Но с началом перестройки Соловьёв схватил современность за горло. "Асса" стала гимном советской неформальной культуре, отчасти – протестным рок-концертом в формате абсурдистского кино.
Писатель Александр Иличевский вспоминает в Facebook:
– Люди примерно 1970 года рождения – это особенное поколение, чьё сознание взрослело и несло при этом на пике запечатлённую смену эпох… Сергей Соловьёв был тем художником, что сформировал для нас время и ввёл его в жилы, – написал он.
Юный неформал Бананан, которого сыграл андеграундный художник Сергей Бугаев (Африка), потерянная красавица Алика (Татьяна Друбич), сюрреалистическая заснеженная Ялта и бескомпромиссная энергия рока – Борис Гребенщиков, группа “Браво”, Цой. Всё это кажется концентрацией духа эпохи, его символами и архетипами, надеждами и предвестием мрачного, по сути, будущего, ведь Бананана – символ новейшего времени – в фильме убивают.
Градус абсурда Соловьёв только поднимет в следующих фильмах “Чёрная роза – эмблема печали, красная роза – эмблема любви” и “Дом под звёздным небом”. Вкупе с “Ассой” сам режиссёр называл эти фильмы “маразматической трилогией” или “тремя песнями о родине”. Если судить по этим фильмам, родина, конечно, щедро поила берёзовым соком, но с мякотью.
Главный хит режиссёра “Асса” проследовала за ним дальше – или сам он последовал за ним, прибавляя приметы новой реальности. Вместо бандита и неформала конца 1980-х в “Одноклассниках” (2010) нас встречают олигарх и бомж. Но по-прежнему есть “он” и “она”, история любви как константа. Любви Соловьёв находил место во все эпохи. Возможно, поэтому ему так легко было оставаться кумиром молодого поколения кинематографистов.
Режиссёр Алексей Герман – младший, которому Соловьёв преподавал во ВГИКе, на страничке в Facebook сказал на смерть мастера:
– Те вещи, которые он нам объяснял, когда мы учились, живут со мной до сих пор. По сути, я живу ими. Он как-то ненавязчиво, очень мудро объяснял нам, что такое жизнь. Как-то при этом обаятельно и без прикрас, без ненужных разглагольствований, без драматических преувеличений, без трагических пауз, без красивостей. Мы знаем, что он был замечательный, светлый, мне кажется, очень несчастный человек в последние годы, да и не только. Потому что глубокий… Мне кажется, он был поэтом, а кино – просто способ рифмования себя с миром… Он очень точно отразил смятённое время и смятённых людей.