Уходя домой со службы, пожарные вместо прощания желают друг другу сухих рукавов

Сегодня отмечают День пожарной охраны Москвы. Один из её сотрудников рассказал Metro о своей работе, благодарности спасённых людей и том, что общего у человека и огня
Уходя домой со службы, пожарные вместо прощания желают друг другу сухих рукавов
Фото пресс-службы ГУ МЧС России по г. Москве
Майор Афанасьев знает о работе пожарного не понаслышке

Начальник дежурной смены пожарно-спасательного отряда управления САО МЧС по Москве майор Сергей Афанасьев начал службу в 18 лет в звании рядового. Над выбором профессии парень долго не раздумывал. С раннего детства Сергей не мог пройти мимо человека, который попал в беду, и нередко оказывал помощь сверстникам, получившим травму. Но должность огнеборца всё равно потребовала некоторой адаптации.

– Когда ехал на первый пожар в квартире, казалось, сердце сейчас выпрыгнет из груди от волнения, – вспоминает Сергей. – Прибыв по адресу, я увидел дверной проём, из которого валил густой чёрный дым. Мои товарищи, надев противогазы, входили туда один за другим. Я подумал: "Ну как я их оставлю?"–и шагнул внутрь. К счастью, очаг возгорания удалось быстро найти и погасить. Гораздо более сложным был пожар на Кузнецком Мосту в 2005 году. Тогда пламя охватило все три этажа административного здания.

– Я работал на подъёмнике и заливал огонь из пожарных рукавов. В какой-то момент из оконного проёма произошёл сильный выброс дыма, а быстро выйти из опасной зоны возможности у меня не было. Я стал задыхаться и терять сознание. Помню, никак не мог поверить, что я такой молодой, а жизнь уже заканчивается. Когда очнулся на земле, увидел морозное небо, блестящий снег, яркое солнце и подумал, что, наверное, попал в рай. Но потом открыл глаза пошире, заметил работающую технику, льющуюся воду и понял, что поторопился с выводами.

Тот случай был далеко не единственным, когда Сергей оказывался на грани жизни и смерти. 

– Однажды был сильный пожар в павильоне на ВДНХ, я тушил здание с крыши. В определённый момент кровля просто рухнула вниз. Каменный выступ, где я стоял, остался единственным невредимым местом. 

Одной из главных наград за свою работу пожарный называет благодарность спасённых людей. 

– Ощущение, которое ты при этом испытываешь, просто непередаваемо – это можно сравнить с рождением ребёнка. Ведь получается, что ты дал человеку шанс ещё пожить в этом мире и, возможно, стал помощником Господа Бога. 

За годы службы у Сергея сложилось мнение, что его главный враг – огонь – это живое существо, которое очень похоже на людей.

– Пламя точно так же зарождается извне, ищет источник пропитания и "сбегает", когда его хотят ликвидировать. Как и человеческий характер, оно может быть умеренным или буйным. Аналогий тут очень много. 

Для того чтобы пореже встречаться с этим "живым существом", у пожарных существует несколько примет. Например, перед дежурством нельзя мыть проблесковые маяки на служебном авто, стирать боевую одежду и начищать обувь. Ещё, уходя со службы, нужно не прощаться, а желать сухих рукавов. 

Сергей признаётся, что большинство людей работают на этой тяжёлой и опасной работе не ради заработка денег, а из-за желания помогать ближним. Ведь ещё в Библии сказано, что нет большей любви, чем отдать свою жизнь за других. Сам он не бросает службу ещё и потому, что ему жалко растерять накопленный за 18 лет опыт в обычной жизни.

– Мои учителя сделали в меня огромный вклад, научили всему с нуля. Что будет, если такой опытный человек, как я, уйдёт, а человек попадёт в беду? Ведь я мог бы его спасти, исходя из своего опыта и умений, навыков. Оставить всё это было бы нечестно.

В критических ситуациях с людей спадают маски – и они становятся настоящими.
Сергей Афанасьев, пожарный МЧС Москвы
18 лет Сергей Афанасьев служит в пожарной охране Москвы.