Орудия труда, предметы быта, рисунки и клады – за многие годы археологических раскопок в Москве были обнаружены тысячи различных находок, но только четыре сотни самых интересных, найденных в Занеглименье – территории за рекой Неглинкой, где сегодня располагаются улица Тверская, Лубянка, Манежная площадь и прочие прилегающие к Кремлю места – были отобраны для новой выставки Музея археологии Москвы.
– По сути, выставка построена по типу объёмного учебника, где разные периоды жизни территории нынешней Москвы поданы через предметы того времени, – рассказал Metro Максим Моисеев, заведующий сектором Музея Москвы. – В экспозиции посетители смогут увидеть, к примеру, совершенно замечательные каменные топоры бронзового века, причём нам удалось найти не только целые экземпляры, но и недоделанные образцы, тем самым показав процесс их создания. Сложно себе представить, что люди той эпохи могли создавать нечто подобное, не имея современных и привычных нам инструментов.
Казалось бы, что такое клад, знают все. Но оказывается, что в разные эпохи клад мог иметь различные цели.
– В каменном веке ещё не было ни драгоценностей, ни аналога денег, что им было прятать? – рассказывает эксперт. – Однако в те времена первостепенную ценность имело оружие. И в кладе эпохи неолита мы обнаружили заготовки для кремневых орудий в виде ножевидных пластин, что было типично для клада древнейшего прошлого.
Клады во все времена были способом сохранить некоторые вещи на будущее, придать им особое символическое значение или уберечь нечто ценное в тревожные времена. И клад, найденный в 1952 году во время раскопок на Марксистской улице, уже больше похож на то, что мы привыкли вкладывать в это понятие. Заложен он был в 1547 году – то был год венчания на царство Ивана Грозного. Находка представляла из себя 370 серебряных монет, сокрытых в небольшом кувшинчике, который впоследствии раскололся. Неплохой такой аналог современной банковской ячейки, не правда ли?
Некоторые клады и вовсе могли оказаться "случайными".
– На выставке есть достаточно поздний клад, который относится к 20-м годам XIX века. Состоит он из копоушки (приспособление для чистки ушей), семнадцати монет, нательного крестика, пуговицы и куска ткани, – описывает Максим Моисеев. – Есть предположение, что ткань раньше была неким подобием дамской сумочки, которую, скорее всего, могли обронить туда, откуда её уже не удалось достать. Специально такие вещи явно не прятали. И это показывает: клады появились не тогда, когда появились деньги, а когда появились люди.
Отдельный интерес вызывают предметы из бронзы эпохи бронзового века. Московский край тогда считался "бронзовой провинцией" – местом, где этот металл никогда не добывался и всегда был исключительно привозным, а значит, предметы из него были невероятно редкими и стоили очень дорого.
– В коллекциях Музея Москвы таковых очень мало – всего пять. Кинжал, маленький браслетик, бронзовая бусинка, рыболовный крючок и что-то вроде накладки для пояса. Все они демонстрируют высочайший уровень социального потребления их владельцев, – поясняет эксперт. – Для нашего региона то была большая редкость, и для нас большая удача иметь такие экспонаты, дошедшие до наших дней.