На днях трижды оскароносный режиссёр Кристофер Нолан рассказывал в интервью американскому журналисту Стивену Кольберу о том, как снимал картину "Оппенгеймер", и признался, что не приветствует появление кого бы то ни было на съёмочной площадке в уггах.
– Я стараюсь свести к минимуму всё, что отвлекает на съёмках от идеи, которую мы реализуем на площадке, – говорит Нолан. – И угги, как ни странно, для некоторых актёров становятся отвлекающим фактором. Представьте: вы просите актёра погрузиться в сценический момент, поэтому всё вокруг должно ему помогать, а не отвлекать. И всё, что вы можете сделать, – носить правильную, не отвлекающую внимания одежду и обувь. Это касается и меня, и каждого в съёмочной группе – тех, кто держит свет, микрофоны, камеру, – абсолютно всех. Мы все вместе должны создать атмосферу момента, о котором рассказываем в кино, мы все находимся в этом волшебном пузыре и не должны его повредить.
Особенно суровым в этом смысле считается Квентин Тарантино. Во-первых, он категорически не приемлет на площадке мобильные телефоны. "Никто не может находиться возле моей камеры с мобильным телефоном, — строго заявляет он. – Если во время съёмок у кого-то из группы вдруг включается мобильный телефон, это сразу разрушает всю сцену". Тарантино не разрешает даже беззвучный режим. "Я здесь не для того, чтобы проверять вашу память: забыли вы или нет включить беззвучный режим, – негодует он. – Мы снимаем кино, и если ты с телефоном, то испортишь всё, что мы делаем". Поэтому Тарантино даже организует отъём телефонов перед съёмками на специальном телефонном контрольно-пропускном пункте, который он почему-то окрестил "Чарли" (в честь Чаплина или урагана 2004 года, который чуть не похоронил Флориду, – бог весть).
Кроме того, режиссёр ненавидит, когда актёры и съёмочная группа спят на площадке после ночных съёмок. "Меня всегда раздражало, когда ты снимаешь всю ночь, а потом вдруг видишь спящего члена съёмочной группы или спящего актёра", – возмущается Тарантино. Так что вздремнуть на его съёмочной площадке не надейтесь.
Metro поговорило с отечественными режиссёрами и узнало, что их раздражает на съёмках и что они категорически запрещают в этот ответственный период.
Антон Борматов, режиссёр картин "Синдром", "Пираты Галактики Барракуда" (в кинотеатрах с 29 августа)
"За время работы над разными фильмами меня много что бесило во время съёмок. И постепенно я стал закручивать гайки, чтобы устранить раздражающие меня моменты. На одном проекте я запретил актёрам пользоваться на площадке смартфонами, однако самые хитрые оправдывались тем, что в телефонах у них сценарий и они повторяют свои сцены. Я всегда запрещал группе разговаривать, когда рядом происходит общение режиссёра с художником или оператором, добивался полной тишины, пока на площадке идёт обсуждение и репетиция сцены с актёрами. На некоторых проектах, в зависимости от ситуации, под санкции попадало курение на плэй-бэке, несвоевременный приём пищи и уж, конечно, априори под запретом всегда было употребление алкоголя, хотя это и без меня чётко прописано во всех договорах с членами съёмочной группы.
Однако на последней своей картине, "Пиратах Галактики Барракуда", кроме этого базового правила я больше ничего не запрещал. Я считаю, что в работе над комедией главное – хорошее настроение всех участников процесса. А запреты портят настроение тех, на кого они распространяются. Поэтому было вполне достаточно придерживаться общих установленных правил, которые были придуманы опытными кинематографистами задолго до нас, и работают на сто процентов".
Марк Горобец, режиссёр картины "Блиндаж" (в кинотеатрах с 25 апреля)
"На съёмочной площадке я достаточно открытый человек и придерживаюсь того, что все люди взрослые, у всех своя голова на плечах. Но у меня есть позиция: на площадке я запрещаю алкоголь и вещества в любом виде. Это табу. Если человек придёт на площадку с перегаром или будет "не в себе" – он сразу уезжает и больше никогда со мной не работает. Мне всё равно, чем занимаются люди вне съёмочной площадки, но, когда начинается смена, ты должен быть абсолютно адекватным, делать свою работу в нормальном состоянии. Ещё я не люблю, когда болтают и громко разговаривают у меня за спиной. Люди, которые со мной работают об этом знают: что там, где стоит мой монитор, и вокруг моей палатки – разговаривать не нужно.
Из каких-то смешных эмоциональных моментов: если утром я не поел (в гостинице или по пути), и на площадке вдруг оказалось, что меня не покормили – лучше ко мне не подходить ни с какими вопросами, особенно с чем-то очень важным. Мне надо сначала съесть хотя бы бутерброд с кофе, только после этого я готов начинать общение. Потому что иначе будет катастрофа".
Александр Андрющенко, режиссёр картин "Напарник", "Сто лет тому вперёд" (в кинотеатрах с 18 апреля)
"В силу своего молодого возраста я пока не вправе кому-то что-то категорически запрещать, плюс у меня нет никаких суеверий или предубеждений по поводу чего бы то ни было на съёмочной площадке – семечек, еды, чего угодно. Единственное, что я запрещаю, – любую токсичность. Токсичных людей я стараюсь отслеживать и своевременно убирать из команды, поскольку я твёрдо верю, что атмосфера на съёмочной площадке, и особенно актёрская игра, требуют очень позитивного, спокойного и комфортного состояния. Я в первую очередь забочусь об актёрах, потому что они в кадре, и я очень хочу, чтобы все, кто за кадром, были вовлечены в процесс и расположены к актёрам. Поэтому я приветствую всё хорошее и против всего плохого. Я максимально исключаю токсичность, критику и невнимательность к процессу".
Илья Учитель, режиссёр картин "Стрельцов", "Летучий корабль" (в кинотеатрах с 21 марта)
"В самом начале съёмок я всем говорю, что запрещаю слово "крайний" в любом виде, потому что крайними бывают только север, мера и плоть".
Олег Трофим, режиссёр картин "Лёд", "Майор Гром: Игра" (в кинотеатрах с 23 мая)
"На моей съёмочной площадке стоит запрет на раздор. Я твёрдо убеждён в том, что кино – исключительно командный труд, а в хорошей команде всё по любви, и только".