Союз Европейских футбольных ассоциаций (УЕФА) внёс кардинальные изменения в формат проведения главных международных клубных турниров. Теперь в Лиге чемпионов будут принимать участие не 32, а 36 команд.
Однако главным нововведением спортивных функционеров стало не увеличение числа клубов, а отказ от группового этапа турнира. То есть все игры будут идти сразу навылет, а соперники будут определяться на основе предсезонных рейтинговых позиций, а не в жеребьёвке. Это называется швейцарской системой. Восемь лучших команд выходят в раунд плей-офф, а следующие 16 клубов продолжают борьбу в дополнительном раунде.
Изменения начнут действовать с сезона-2024/25 годов. Обновлённые правила коснутся не только Лиги чемпионов, но и Лиги Европы и Лиги конференции. Многие любители футбола и спортивные аналитики уже раскритиковали новую систему.
— Так мы можем потерять много интересных противостояний. Группа позволяла выявить действительно лучших на основе целого ряда матчей, — пояснил в беседе с Metro футбольный эксперт и блогер Алексей Прокофьев. — Группы дают больший срез настоящего футбола между представителями разных чемпионатов и стилей. И дают шанс исправить ситуацию, если где-то был допущен провал. Здесь почти не имеет значения счёт. А в очных поединках навылет мы видим всего одно противостояние, и уже одна встреча может быть фатальной. Как по мне, интереснее видеть мини-турнир из четырёх команд между собой.
Как подчеркнул аналитик, новая система, возможно, позволит точнее подбирать командам соперников их статуса, однако это не станет справедливее традиционной жеребьёвки.
— В таком формате может быть интересно, что всё-таки срез будет, но будет обидно наблюдать "случайные" встречи, а не игры каждого с каждым. Вообще не понимаю такую таблицу, где ты с кем-то не играл, а он выше тебя оказывается.
Стоит отметить, что футбольные правила меняются не так уж и редко, как это может показаться на первый взгляд. Metro решило вспомнить несколько самых заметных нововведений в правилах или формате проведения чемпионатов.
Золотой гол. Согласно этому правилу, введённому в 1993 году, при ничейном результате в основное время первый мяч, забитый в дополнительное время (два тайма по 15 минут), становился победным. Нововведение было направленно на то, чтобы сделать футбол ярче, поскольку команды в ходе дополнительных таймов слишком осторожничали, откровенно дожидаясь серии пенальти. Однако это дало обратный эффект: команды, боясь пропустить, уходили в глухую оборону. К тому же у игроков и болельщиков возникали вопросы к справедливости метода, при котором победу мог определить случайный гол. Правила отменили в 2004 году.
VAR и система определения гола. Поскольку в хоккее шайба имеет малый размер и развивает скорость до 169,7 км/ч, судьи давно используют видеоповтор, чтобы определить — был ли гол. В футболе же до недавнего времени все спорные ситуации решались исключительно на основе того, что арбитр видел своими собственными глазами. Поскольку уследить за всем на поле нет никакой возможности, то спорные ситуации оканчивались спорными же решениями. На ЧМ-2018 на помощь футбольным судьям впервые пришли видеоассистенты (video assistant referee, VAR). Теперь судьи в затруднительных ситуациях обращаются к этим рефери. Это сделало судейские решения более объективными и справедливыми, практически исключив ошибки арбитров, которые возникали из-за человеческого фактора. VAR используют только при принятии решений, касающихся голов, пенальти и красных карточек. При этом существует отдельная система распознавания гола — это комплекс камер, которые фиксируют, пересёк ли мяч линию ворот. Системой пользуются на международных соревнованиях начиная с ЧМ-2014.
Одна линия. До 1990 года положение вне игры фиксировалось в том случае, если в момент паса от партнёра футболист находился к воротам соперника ближе, чем последний игрок противника. В 1990 году офсайд перестал фиксироваться, если нападающий находится на одной линии с последним полевым игроком соперника. Раньше он должен был находиться чётко за ним, поэтому сложностей с определением офсайда не было. Теперь же даже при использовании VAR число спорных решений по положению вне игры увеличилось, потому что "одна линия" — слишком размытая трактовка.