КАРЬЕРА

Удалёнка вводит свои правила игры

Как изменить Трудовой кодекс? Можно устроить забастовку, революцию, лоббировать закон… Но жизнь подсказывает другой вариант: дождаться объявления "удалёнки". На примере португальского и российского опыта рассказываем, какие следы оставили локдаун и "удалёнка" в трудовых отношениях работника и работодателя
Португальцы добились компенсации счетов за электроэнергию.
Pixabay

Не звоните мне, даже если вы мой босс! 

Далеко не всем удалёнка во время локдауна показалась привлекательной из-за бесконечных видеоконференций и звонков от начальства. Португальцы приспособились и в ноябре внесли поправки в Трудовой кодекс: теперь есть закон, запрещающий работодателю контролировать, звонить или отправлять сообщения работнику в нерабочее время. Чтобы нововведение звучало убедительнее, формулировки усилили штрафом, который грозит начальнику, осмелившемуся побеспокоить сотрудника после завершения рабочего дня. 

В России "удалёнка" стала во многом проверкой на прочность и лояльность как работодателя, так и сотрудника. Например, в компании “Лаборатория Касперского” рассказали Metro, что "в первые дни прошлогоднего локдауна решили не  вводить каких-либо особых правил, никого не сокращать и не снижать зарплату, но попросили сотрудников быть на связи, а сами обещали информировать обо всём важном, связанном с удалённой работой и распространением коронавируса".  

В "Связном" Metro сообщили, что "ещё в марте застраховали всех сотрудников розницы от COVID-19. Офисные сотрудники сразу после объявления пандемии были переведены на полностью дистанционный режим работы. И лишь небольшая часть дежурных сотрудников работает в офисе, 90% – в удалённом режиме". 

Чтобы иметь точные представления о потребностях сотрудников в удалённом режиме, в корпоративной жизни россиян появились регулярные пульс-опросы. Например, Екатерина Печаткина, директор по персоналу SAP CIS, поделилась с Metro, что в результате опроса у персонала обнаружили  “повышенный уровень тревожности и утомляемости из-за большого количества онлайн-встреч и сложностей с разделением рабочего и личного времени”. Так в компании появились “Правила здорового менеджера”. Вот некоторые из них:

  • не назначать встречи после 17:30 и сократить их на 5–15 минут (в зависимости от изначальной длительности); 
  • ставить блоки в календарь, во время которых сотрудники занимаются неотложными делами и недоступны для встреч, звонков, переписки; 
  • не отправлять письма после 19:00. Их можно написать, но отправить уже на следующий день; 
  • согласовать с руководителем необходимость сдвинуть начало рабочего дня на более поздний или ранний срок. 

Оплатите мои счета! 

Работа из дома сказывается на счетах за электроэнергию и Интернет. Португальцы аккуратно подсчитали расходы и также внесли поправку в Трудовой кодекс. Теперь компании обязаны компенсировать сотрудникам потраченные средства. Компенсацию оплаты домашних счетов в российском корпоративном опыте Metro обнаружить не удалось. Зато известно, что в редакции одной ежедневной газеты компенсировали сотрудникам расходы на доставку корпоративного ноутбука или компьютера домой на такси. В SAP CIS для некоторых сотрудников, которые постоянно имеют дело с документами, закупили сканеры и принтеры. 

Не забыли в Португалии и про сотрудников с детьми. Теперь родителям малышей можно официально остаться на "удалёнке", пока ребёнку не исполнится восемь лет. Причём без какой-либо бюрократии и специальной договорённости с начальником.  Относительно выплат и компенсаций руководитель центра экспертизы по управлению персоналом "Лаборатории Касперского" Кирилл Ширяев сообщил Metro, что им удалось сохранить все социальные льготы, включая компенсацию питания, которую продолжают получать как сотрудники, работающие в офисе, так и из дома. А ещё в компании сотрудникам разрешили взять домой рабочие кресла.  

Ещё встретимся, обязательно встретимся 

Несколько спорный пункт в португальских поправках связан с борьбой с одиночеством. Объясняют его появление среди нововведений проявлением заботы о сотрудниках. Чтобы сотрудник, оказавшийся в реалиях удалённой работы не загрустил в четырёх стенах, начальника обязали вызывать подчинённых на ковёр не реже одного раза в два месяца. Звучит это мягче: организовывать личные встречи с коллективом…

О применении схожего  подхода упомянул в разговоре с Metro и Кирилл Ширяев.  

– Для поддержки сотрудников на "удалёнке"  мы организовывали еженедельные часовые сессии с руководством компании. Это приободряет: люди задавали разные вопросы работающим из дома топ-менеджерам – и им становилось психологически проще, поскольку они чувствовали себя включёнными в процесс. 

Но не всем требуется “включиться” в процесс – некоторым требуется порой нажать кнопку “выкл.”. 

 – Мы ввели в компании день ментального здоровья, – призналась Metro Екатерина Печаткина, – когда у всех, без исключения, оплачиваемый выходной. В этот день каждый сотрудник может проанализировать и составить свой личный план здорового образа жизни, а потом обсудить его с руководителем.