Многие родители мечтают о том, чтобы их дети учили иностранные языки. В частности, как показал опрос, проведённый аналитическим центром НАФИ, 74% взрослых, имеющих детей от 1 до 6 лет, хотят, чтобы их сыновья и дочери в будущем знали иностранные языки, и готовы приложить для этого максимум усилий – инициировать процесс обучения, оплачивать индивидуальные занятия или курсы, создавать для этого подходящую среду. Чаще всего такой позиции придерживаются родители с высшим образованием (81%). Получать новые знания, безусловно, хорошо. Но с какого именно возраста начинать? И как правильно заниматься с малышами?
Когда начинать и как учить?
При изучении языков действует принцип "чем раньше, тем лучше", уверяют многие преподаватели. Вы можете отдать ребят в ясельные группы (от 1,5 до 3 лет), детсадовские (от 3 до 5 лет) и группы для тех, кто ходит в младшую школу (5–7). Впрочем, некоторые преподаватели идут ещё дальше. В Москве даже можно отыскать курсы для детей от 1 года, проходят они для мам и малышей.
Для самых маленьких
– Конечно, такие занятия нельзя назвать полноценными уроками, какими мы их привыкли видеть, это игровой формат, в основе которого полное погружение в языковую среду. Делается это для того, чтобы сформировать билингвизм, – говорит Metro Елена Иванова, преподаватель иностранного языка, основатель и руководитель сети детских образовательных центров "Полиглотики". – Учителя тут действуют по принципу One person – one language, то есть во время обучения педагоги не используют родную речь, они говорят только на иностранном. Наладить коммуникацию помогают мимика, жесты, картинки. Поскольку ребёнок очень быстро адаптируется ко всему новому, уже через несколько занятий он начинает прекрасно понимать преподавателей, реагировать на их слова, выполнять простые задания. Большой плюс метода в том, что он позволяет задействовать сразу оба полушария мозга, сформировать интуитивный подход к изучению языка и образное восприятие.
Если ребёнок старше, то используются уже другие техники.
– Для детсадовских групп и старше подходит метод физического реагирования. Он предполагает изучение языка через его восприятие разными каналами чувств: зрение, тактильные ощущения, звуки. Если говорить о его конкретном воплощении в жизнь, то здесь предусмотрено использование картинок и видеозаписей, песен, звуковых имитаций, пальчиковой гимнастики, творческой деятельности и так далее, – говорит эксперт. – Очень популярен коммуникативный подход, он помогает избавиться от языкового барьера, начать активно говорить. На уроках педагог проходит с детьми несколько ступеней обучения: вовлечение (интересный рассказ о новых понятиях), изучение (представляет лексику в контексте) и использование (участие в игровых заданиях для отработки материала). Оба метода особенно эффективны для детей предшкольного возраста (5–7 лет), которые ещё не умеют читать.
Оба метода учат говорить и даже думать на языке, а вот грамматике уделяется чуть меньше внимания. Впрочем, этот пробел со временем можно наверстать.
Самая традиционная — классическая методика более всего характерна для школ и используется уже для детей младшего школьного возраста. Педагог объясняет тему, дети последовательно изучают буквы, звуки, слова, читают тексты, пересказывают, делают упражнения. Плюс такого метода – высокая эффективность за счёт того, что уделяется равное внимание всем языковым аспектам (разговор, письмо, аудирование). Однако занятия отнимают много времени и рассчитаны на длительный срок обучения. К тому же тут мало творчества, больше заучивания.
Сколько заниматься?
Если говорить о полноценных занятиях с педагогом, то продолжительность зависит от возраста. Для малышей это может быть и 20 минут, для младших дошкольников – 30, для старших – 35–40, а для школьников – 45–60 минут. По регулярности 2–3 раза в неделю – самый распространённый вариант, объясняет эксперт.
– Но если говорить о по-настоящему эффективном освоении языка, то занятия должны быть встроены в повседневную жизнь. Что я имею в виду? Утром, в течение дня и вечером родители могут говорить с ребёнком на иностранном. На видном месте можно приклеить стикеры с новыми словами. Мама может использовать англоязычные игры для досуга. Если смотрите мультфильмы, то только на языке носителя. Иными словами, нужно как можно чаще обращаться к иностранному, именно это создаёт эффект того самого погружения в язык и приводит к отличным результатам, – говорит Елена.
Кто быстрее: дети или взрослые?
– На этот вопрос нет однозначного ответа: учёные до сих пор спорят. Кроме того, большую роль играют индивидуальные особенности каждого человека. По своему опыту могу сказать, что дети действительно учат язык легче взрослых. Этому есть логичное объяснение: дети открыты всему новому, они не боятся ошибок, активно и без стеснения говорят на иностранном, даже если делают это не совсем правильно, у них больше времени на занятия, меньше отвлекающих факторов. А вот насколько быстрее дети способны освоить язык, ответить невозможно, – подводит итог эксперт.