Учёные выяснили, почему людей тянет проводить время на природе

Многие обожают природу и часто проводят время где-нибудь за городом. Но с чем связано такое поведение – разбирались специалисты
Учёные выяснили, почему людей тянет проводить время на природе
Flickr
Если родители в детстве прививали любовь к природе, взрослый человек тоже будет стремиться к ней.

Благотворное влияние природы на человека признают исследователи. "Зелень, особенно в пыльном и оживлённом городе, оказывает неоценимое воздействие на здоровье. Мы тянемся к природе, потому что человек с давних времён находится в её лоне", – утверждают они.

Впрочем, другие учёные не совсем согласны с этой теорией и считают, что у человека могут быть и иные причины для любви или даже нелюбви к природе. В этом вопросе разбирались исследователи из Гётеборгского университета и Шведского университета сельскохозяйственных наук. Они проанализировали исследования, сделанные в разные годы.

– Удалось установить, что многие в самом деле неосознанно испытывают положительное отношение к природе, – говорит Metro Бенгт Гуннарссон, почётный профессор экологии Гётеборгского университета. – То есть гипотеза о наличии у людей врождённой биофилии (свойство личности, ориентированное на любовь к живому и на созидание) действительно оправданна. Правда, мы пришли к выводу, что её следует скорректировать. Ведь причина её появления – не только генетическая предрасположенность, но и влияние окружающей среды.

Также эксперты пришли к выводу, что далеко не все люди без ума от природы, поэтому биофилия свойственна не всем.

– Мы изучили японское исследование, в котором испытуемых просили прогуляться в лесу и в городе, измеряя при этом частоту их сердцебиения. В результате выяснилось, что положительные эмоции во время прогулки по лесу усиливались у 65% людей. Таким образом, как оказалось, далеко не все люди положительно воспринимают природу, – отмечает эксперт. – Другое не менее важное исследование в области экологической психологии показало, что испытуемые бессознательно тянутся к природе, а не к городам в случае, если их детство было богато впечатлениями от природы. То есть любовь к природе вовсе не была у них в крови, она была вызвана стечением обстоятельств, их окружением.

Природа оказывает влияние на наше психическое состояние.
Photographer: Dan Mirica / Copyright: Dan Mirica
Природа оказывает влияние на наше психическое состояние.

Учёные также пришли к выводу, что для разных людей понятие "природа" может означать разные вещи. Кому-то нравятся парки с газонами и посаженными деревьями, а кто-то предпочитает находиться в дикой природе.

– Так что, решая проблему озеленения городов, не стоит действовать шаблонно. Нужно, чтобы в каждом населённом пункте присутствовали все виды озеленения – от искусственных рощ до обычных парков, в которых развлечений, например, аттракционов, едва ли не больше, чем деревьев, – говорит Бенгт Гуннарссон. – Во дворах также должны быть предусмотрены зоны для всех. Однако отмечу важный факт: полностью отказываться от зелени критически неверно. Ведь деревья очищают воздух и дают тень, позволяя в жаркие дни поддерживать необходимый человеку городской климат.

Природа в городе хороша тем, что: Исследования связывают городские парки и зелёные зоны с улучшенными физическими возможностями жителей и уменьшением уровня стресса.Городская зелень играет жизненно важную роль в очистке воздуха и создании тени, особенно в жаркие дни.
Взаимодействие с природой в детстве сказывается на поведении человека во взрослом возрасте.

Вопрос-ответ

Бенгт Гуннарссон, почётный профессор экологических наук Гётеборгского университета.

Как вам пришла в голову идея изучить взаимосвязь между наследственностью и отношением к окружающей среде?

– Известный биолог Э. О. Уилсон предположил, что "биофилия" является врождённой. Однако большинство исследований, в которых изучалось воздействие природы на человека, наоборот, утверждают, что причиной всему факторы окружающей среды, такие как обучение и культурный контекст. Мы захотели выяснить, кто же прав и что реально оказывает воздействие на поведение человека.

Как наследственность влияет на любовь к природе?

– Ответом на этот вопрос является исследование, которое провели учёные под руководством Чиа-Чен Чанг из Национального университета Сингапура. В рамках эксперимента исследователи попросили 1153 пары однояйцевых и разнояйцевых близнецов рассказать, с какой периодичностью они выходят на улицу или выезжают на прогулки в лес. В результате оказалось, что однояйцевые, или монозиготные близнецы, у которых почти 100% общих генов, более схожи между собой в своей ориентации на природу по сравнению с разнояйцевыми, или дизиготными близнецами, у которых только 50% общего генетического материала. То есть генетика действительно имеет значение. В людях действительно может быть генетически заложен механизм рассматривать природу как нечто большее, чем просто зелень за окном.

Как окружающая среда влияет на биофилию?

– На эту тему существует множество психологических исследований. Было доказано, что отношение к природе часто зависит от социального и культурного контекста. Например, люди, живущие в разнообразных условиях, могут по-разному реагировать на  природу. Если человек родился в деревне, среди полей, ему сложно будет понять жителя огромного мегаполиса с большой плотностью застройки и отсутствием зелени.