Во всём мире есть дома, в которых можно оказаться вверх тормашками. В Москве, к примеру, такой дом называется "Дом вверх дном", в Санкт-Петербурге – "Дом наоборот", а в Ростове-на-Дону – "Перевёрнутый дом". Он находится в Парке Революции и спроектирован под двумя углами наклона: 10 и 130. Когда в него заходишь – оказываешься в мире, где всё наоборот: предметы вверх дном, а ты словно по потолку ходишь. И оказываешься в неожиданном состоянии – и физическом, и эмоциональном. На самом деле это фокус, обманка: все предметы там прибиты к потолку.
И вот специалисты из Академии психологии и педагогики ЮФУ задумались: как изменение привычных условий среды влияет на человека? Они провели исследование "Психологические и психофизиологические характеристики у посетителей интерактивного пространства "Перевёрнутый дом" разного возраста при адаптации к новым условиям" и выяснили, что, когда оказываешься "вне зоны комфорта" – меняются поведение, когнитивные функции и функциональное состояние организма. Но самое интересное в том, что повышается гибкость и оригинальность мышления.
– Пока мы провели пилотажное исследование, – рассказывает Людмила Дикая, автор работы, главный научный сотрудник Академии психологии и педагогики Южного федерального университета. – Поставили цель – изучить особенности адаптации человека к новым условиям и сделали акцент на новом и необычном. Нам было интересно исследовать, как работают мышление, память и воображение в необычных условиях, как непривычные внешние обстоятельства влияют на творческие способности.
Исследование проводили среди детей, подростков и взрослых. Было три группы добровольцев: 9–11 лет, 14–16 лет и 20–23 года. И ещё одна группа молодых людей в возрасте 20–23 лет, которые уже не раз бывали в интерактивном пространстве.
В "Перевёрнутом доме" участники чувствовали себя хорошо, самыми любопытными оказались ребята в возрасте 14–16 лет. 80% участников адаптировались к новому пространству в течение 5 минут (из них 47% – в течение 1 минуты). Легче всего было подросткам, а тяжелее – взрослым. Некоторые взрослые (6%) ощущали себя в необычном пространстве некомфортно. Они даже не хотели заходить в дом.
– Мы изучали характеристики творческого мышления по психофизиологическим приборам и анализировали динамику биоэлектрической активности коры головного мозга с помощью энцефалографа, глазодвигательные реакции с помощью трекера, а функциональное состояние по сердечной и дыхательной характеристикам, – рассказывает Людмила. – До того как ребята войдут в дом, мы давали им творческие задания, похожие задания были и внутри дома. К примеру, такие: как можно необычным способом использовать привычные нам предметы – миксер или фотоаппарат.
К примеру, ребят спросили, как можно по-другому использовать миксер. Ответы были такими: венчик можно использовать для рисования (9 лет), зарядка для телефона от движения (11 лет) и сушилка для носков (15 лет). Затем этим же ребятам уже внутри "дома" задали тот же вопрос, но про другой прибор, похожий на миксер. В "доме" выбор пал на блендер. Ответы были забавнее: конфетница, вазочка (9 лет), для создания испуга (шутки) с громким звуком (11 лет) и газонокосилка из лезвий (15 лет).
Таким образом, исследователи сравнивали результаты ответов "внутри дома": как они изменились по сравнению с теми ответами, которые ребята давали до и после посещения. И как реагировали представители разных возрастных групп.
– Внутри интерактивного пространства все группы находили новые необычные решения, их ответы были оригинальными и конструктивными, – продолжает Людмила. – Ответов было меньше, зато они стали продуманными и содержательными. Самые необычные решения предлагали ребята из младшей группы. Предполагаем, это связано с тем, что у них ещё не сформировались жёсткие стереотипы поведения. Пребывание в необычном пространстве подействовало на их психические процессы конструктивно. Наши наблюдения подтверждает энцефалограф: у детей младшего возраста мы не наблюдали сильного изменения электрической активности коры мозга, в отличие от взрослой группы (20–23 года). Вероятно, это объясняется тем, что взрослые имеют опыт, в том числе негативный, психические зажимы и страхи. И этот опыт блокирует творческое мышление.
Люблю приводить цитату из Пруста о том, что открытия заключаются не в приобретении новых ландшафтов, а в приобретении новых глаз – когда по-другому смотришь на ту же ситуацию и по-новому даёшь ответы.
Людмила Дикая, автор исследования
Исследователи выявили, что при нахождении в необычной ситуации и поиске оригинальных решений у участников наблюдалась большая активация теменно-затылочных областей коры мозга и активация процессов предвнимания. Оригинальные решения дети и подростки искали ориентируясь на внешние предметы, а взрослые – на жизненный опыт.
– Мы заметили, что во время решения творческих задач до пребывания в доме и внутри дома – в мозге задействованы разные функциональные системы. До посещения дома мозг работал привычным способом, в доме начал создавать новые связи между определенными отделами. Когда ребята оказались в пространстве, которое расположено под углом 10 и 13 градусов, и взглянули на привычные предметы с другого ракурса – то стали мыслить креативнее. Творческий потенциал высвобождается, когда мы отказываемся мыслить шаблонно, с нового ракурса смотрим на привычную ситуацию.
Стресс при нахождении в непривычном пространстве
– У нас не стояла задача изучать реакции организма на стресс в этом исследовании, но косвенно мы этот вопрос отслеживали, – делится Людмила. – Детям, которым всё нравилось, необходимая доля стресса помогала активизировать творческие ресурсы. А у тех, кто пугался и чувствовал дискомфорт, творческий потенциал блокировался. Если нет ощущения безопасности, то стресс для организма носит разрушительный характер.
По словам автора исследования, есть два типа креативности: детская и взрослая. Дети креативны, но им не хватает опыта.
– Новое создаётся из информации извне и жизненного опыта. У детей опыт маленький, но в них нет страха, поэтому им проще создавать новое, хотя это новое малоконструктивно. Взрослые же более конструктивны за счёт богатого опыта, но стереотипы мешают им мыслить творчески.
Как развивать креативность
По мнению автора исследования, для развития творческого потенциала в первую очередь важно создать для ребёнка условия безопасности, тогда новые необычные ситуации помогут ему накапливать опыт вне социальных стереотипов. А взрослым стоит работать над тем, чтобы снимать психологические барьеры, отказываясь мыслить шаблонно.
– Задания в "Перевёрнутом доме" ребята воспринимали как игру, они не боялись ошибиться. У них не было чувства вины за принятое решение, окажется оно правильным или неправильным. Это отличная практика на снятие психологических барьеров, – добавляет Людмила. – Дети, которые воспринимали задания как игру, испытывали восторг и желание победить. В игре нет оценочной функции. Взрослые же крепко задумывались и очень беспокоились, верные ли дают ответы. Всё пропускали через контроль. А в этом случае включаются механизмы, блокирующие творческие способности. Наше исследование это подтверждает: область контроля – лобные доли коры головного мозга – у детей была в меньшей степени актуализирована при поиске решений, а у взрослых как раз задействована сильно.
Когда вы пропускаете всё через контроль, вы выбираете обходной путь. На это уходит большая часть энергии. У детей нет оценочного мышления, поэтому их энергия сразу направлена на поиск и принятие решений. Людмила Дикая, автор исследования