Учёные выяснили, что человечество оказалось на грани вымирания – но спаслось

Специалисты-генетики выяснили, почему ранее не удавалось найти ископаемые останки предков людей возрастом 800–900 тысяч лет
Учёные выяснили, что человечество оказалось на грани вымирания – но спаслось
Alberto Andrei Rosu / Copyright (c) 2019 Alberto Andrei Rosu/Shutterstock. No use without permission.
Почти миллион лет назад из-за кометы разумный вид на Земле мог полностью вымереть

ДНК – машина времени

На днях на портале Science.org китайско-итальянская команда палеогенетиков опубликовала научную работу. В ней учёные рассказали о том, что, оказывается, во время перехода от раннего плейстоцена к среднему произошло сокращение численности предков человека (эффект "бутылочного горлышка"). В материале уточняется, что всего была проанализирована ДНК более 3 тысяч человек, выходцев из разных частей света.

Цифра
1280
предков людей жили на планете 800 000 лет назад, тогда как 900 000 лет назад их было существенно больше – 100 000

– Это снижение, по-видимому, совпало... с крупным изменением климата, – предположили авторы статьи.

Новая технология исследования человеческого генома под названием FitCoal показала, что предки человека пережили серьёзный демографический кризис. "Бутылочное горлышко", по данным команды исследователей, длилось около 117 000 лет и поставило предков человека на грань вымирания – а значит, и всего будущего человечества.

Эректус живучий

Как рассказала Metro антрополог, экскурсовод Дарвиновского музея Елена Сударикова, период вымирания человеческого вида, о котором идёт речь в статье учёных, выпал на долю эректусов.

Еле выжили
Эректусы – представители вида человека прямоходящего – были очень похожи на современных людей
Они заботились о своих сородичах, делали каменные орудия (например, копья), разводили костры, готовили еду на огне и были искусными в кулинарии.
Еле выжили

Доцент кафедры антропологии биологического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова, научный редактор портала Антропогенез.ру Станислав Дробышевский отметил, что к "бутылочному горлышку" привел какой-то "импакт" (impact – англ. пер. "удар") – катастрофа, климатическое изменение (похолодание или потепление), которое и стало причиной исчезновения людей.

ЦИТАТА
Около 700 тысяч лет назад в Азии в отложениях – тектитах – появились оплавленные каменюки. Это означает, что где-то там могла упасть комета. После этого азиатских питекантропов стало меньше. Кроме того, вероятно, в Африке происходили извержения вулканов.
— антрополог Станислав Дробышевский

Конец света – это сериал

Учёный отметил, что "бутылочные горлышки" в эволюции – частое, но нормальное явление. Так, неандертальцы не раз проходили через нечто подобное, как и наш вид. В частности, последнее "бутылочное горлышко" пришлось на окончание последнего ледникового периода 14–20 тысяч лет назад.

– Когда отступили ледяные щиты (покровный ледник с огромной площадью поверхности. – Прим. ред), в Северной Америке и Евразии, изменилось биоразнообразие, среда обитания стала другой, звери ушли из привычных для себя и человека мест, и охотникам стало нечего добывать, вследствие чего численность населения снизилась, – рассказывает учёный. – Но как же мы тогда выжили? Перепрофилировались, стали охотиться на менее крупных животных – не на мамонтов, а на бизонов. Ещё мы изобрели земледелие, стали пасти коров, овец, изменились предпочтения в еде. Вот так и выжили.

"Бутылочные горлышки" на нашей планете – не редкость.
Сергей Лебедев / Metro