Выставка охватывает более 500 лет развития искусства и рассказывает о том, как научные открытия вдохновляли художников на поиск новых направлений. Это путешествие по шести залам, посвящённым разным областям науки. В каждом собраны произведения искусства, отражающие ту или иную сферу знаний, и предметы из коллекции Политехнического музея, вступающие с ними в диалог, часто неожиданный и опередивший своё время.
Человек под звёздами
Первый зал посвящён астрономии, самой древней из наук. В полумраке можно рассмотреть висящие на стене две карты звёздного неба, датируемые 18-м веком, – Южное и Северное полушарие. Если посмотреть в телескоп, установленный в центре зала, увидишь поверхность Луны – это съёмка фотографа, астронома-любителя Руслана Ильницкого. Он снимает с помощью специальных приборов, и кажется, что мы видим небесное светило из окна ракеты.
– Здесь обратите внимание на маленький офорт Дюрера "Меланхолия". Дюрер запечатлел метеорит, свидетелем падения которого он нечаянно стал, – рассказала Мария Гадас, главный куратор Еврейского музея и центра толерантности.
С другой стороны тему раскрывают гравюры Гарифа Басырова. Он изобразил простых людей посреди безграничной Вселенной. Маленький человек, лишившись границ привычного мира, не знает, что делать с этой свободой.
В кабинете доктора Фауста
Пространство всей выставки оформлено на основе офорта (разновидность гравюры на металле) Рембрандта "Учёный в своём кабинете" ("Фауст"). Этим кабинетом выставка начинается (интерьер воссоздан в увеличенном масштабе) и заканчивается – в последнем зале представлен оригинальный офорт великого художника из частного собрания.
По словам Марии Гадас, каноны изображения таких кабинетов к 17-му веку уже сложились. Обязательными атрибутами были глобус, телескоп, иногда – череп. Это характерный сюжет для живописи и графики старых мастеров.
Талант объяснять чудеса
Зал физики и механики назван "Бегство от чуда" (так Альберт Эйнштейн объяснял свой путь, толкавший его раскрывать явления, которые он не мог объяснить).
В начале 20-го века, когда Эйнштейн доказал теорию относительности и в искусстве происходит много переворотов. Художники тоже переходят к другой картине мира и восприятию пространства, – продолжает Мария Гадас. – Яркий пример – макет Института Ленина на Воробьёвых горах 1927 года (на фото) – дипломная работа Ивана Леонидова, творчеством которого вдохновлялся пионер архитектуры модернизма Ле Корбюзье.
Природа опасна и прекрасна
В зале географии – природные явления и катаклизмы. Здесь немало уникальных работ – даже картина Питера Брейгеля – младшего из собрания Эрмитажа, которая прежде не покидала своего постоянного места пребывания. Но, по словам куратора, Михаил Пиотровский лично прислал письмо с разрешением показать картину в Москве.
Научные приборы также интересно рассматривать, как живописные шедевры... Например, сейсмограф Бориса Голицына – передовое для своего времени изобретение. Он соединён с механизмом часов и точно определял колебания, происходящие на земной поверхности.
Не верь глазам своим
В зале, посвящённом оптике, собраны различные игры художников со светом и цветом: это и картины пуантилиста Жоржа Сёра, увлечённого теорией цвета, и "Пейзаж-таблица" Николая Крымова, который отследил «изменения в пейзаже отношений по тону и цвету в разное время суток», и современные примеры оп-арта.
Напоследок побывайте в комнате Эймса – трёхмерной оптической иллюзии, впервые спроектированной офтальмологом Альбертом Эймсом: там маленькие кажутся большими и наоборот.
Старение для изучения – и вдохновения
В зал о биологии "Формула расцвета" зрители попадают через поляну с гигантскими растениями, чувствуя себя Алисой в Стране чудес. Но на этом развлекательная часть заканчивается. В самом зале можно наблюдать отражение в искусстве процесса, с которым наука борется, а оно, искусство, вдохновляется – старение.
На картине Бориса Григорьева "Старуха-молочница" (1918), предоставленной для выставки Третьяковской галереей, в гротескной форме запечатлена старость, можно разглядеть каждую морщинку. Многие считают, что лучшее в творчестве Рембрандта – портреты стариков, – поясняет Мария Гадас. – В 20-м веке открытия в области микробиологии становились стимулом для возникновения нового направления в искусстве. Самый гениальный пример – картины Павла Филонова, которые он называл "формулы". В этом зале есть три его "формулы".
В середине апреля в одной из галерей Еврейского музея будут продемонстрированы работы финалистов Всероссийского открытого конкурса в сфере научного и технологического искусства Science.Technology.Art. Организаторы конкурса— Политехнический музей и Яндекс — обратились к художникам с предложением поразмышлять о технопозитивном будущем в горизонте 50 лет с двумя альтернативными подходами: отрицание технологий и их принятие. Победителями конкурса стали 15 проектов художников и ученых, исследующих взаимодействие науки, технологий и общества. Четыре из них — два фотопроекта и две интерактивные инсталляции — будут показаны в рамках выставки "На языке правил и исключений. Наука и искусство".