Про российскую трубу, по которой течёт нефть или дизельное топливо, слышали все. А вот что там внутри – задумывались немногие. Оказывается, внутри трубы не всё так гладко.
Представьте, нефть заливают в трубу, в ней начинается движение на огромной скорости. Вдруг образуются "завихрения" – из-за этого в трубе начинает пульсировать давление и скорость транспортировки нефти падает. Известный для химиков способ решения такой проблемы – добавлять "противотурбулентные присадки". Этого волшебного состава нужно немного – порядка нескольких миллионных долей. Но отечественного производства альфа-олефинов , из которых по большей части получают такие полимеры для присадки турбулентности, недостаточно для покрытия потребностей российской нефтехимической промышленности – их приходится закупать за рубежом.
Учёные-химики из Института нефтехимического синтеза имени А. В. Топчиева РАН (Москва), Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова (Москва) и Института органического синтеза имени И. Я. Постовского УрО РАН (Екатеринбург) объединили усилия и разработали инновационный метод синтеза тех самых присадок, способных убрать турбулентность и снизить энергопотери при транспортировке нефти. Причём новый метод рассчитан на использование этилена, сырья, доступного в нашей стране. Как установили учёные, открытые отечественные присадки на основе этилена, в отличие от заморских, не теряют своих свойств при пониженных температурах.
– Мало сказать, что присадка не уступает производящимся сейчас аналогам на основе импортного сырья, – она превосходит эти аналоги. Присадку можно использовать даже при пониженных температурах, что очень актуально для нашей страны, где много нефти добывается на Севере, – уточнил Нифантьев.
От идеи на бумаге – к бизнесу в масштабе завода
По словам Нифантьева, этот необычный проект не первый для исследовательского коллектива. Несколько лет назад практически "с нуля" была разработана абсолютно оригинальная, не имеющая аналогов в мире технология производства присадок на основе импортных альфа-олефинов, построен завод и запущено производство, продукция которого существенно потеснила компании США и ЕС – основных поставщиков противотурбулентных присадок на отечественном рынке. Так что воплощение "в металле" новой идеи с российской присадкой вполне реализуемо.
Разработка технологии и оптимизация производства могут потребовать нескольких лет интенсивной работы. В новых политических реалиях важность этой работы существенно возрастает.
– Наша работа относится к классическому импортозамещению. В СССР химическая промышленность была на очень высоком уровне. Сейчас развитие нефтехимии в России имеет стратегическое значение. Сырьё у нас есть. Его нужно использовать – причём не продавать, а самим перерабатывать в готовые, существенно более востребованные и более ценные продукты, – заключил Нифантьев.