Убийство – это отличный способ сделать карьеру. Особенно если его не совершать

В прокат выходит новый фильм Франсуа Озона "Моё преступление", где режиссёр оправдывает женщин-убийц – настоящих и мнимых
Убийство – это отличный способ сделать карьеру. Особенно если его не совершать
Кадр из фильма
Стильная убийца и её адвокат.

Такие режиссёры, как Франсуа Озон, хороши тем, что, отправляясь смотреть их новое творение, ты знаешь, что увидишь продукт определённо неплохого качества. И появившийся в первых же кадрах бассейн как лейтмотив предыдущих, проверенных временем, картин режиссёра будто намекает: здесь мастер тоже держит марку.

Мимо бассейна пробегает расстроенная молодая актриса: похотливый продюсер заманил её к себе на виллу, пообещав дать роль. Платить натурой она не согласна даже под угрозой бедности, так что эта неслучившаяся драма не попадёт в коллекцию душераздирающих откровений участниц движения Mee Too. Вместо этого есть стильно и иронично рассказанная история, как женщины получили всё, что хотели, ничего не потеряв. 

Вскоре после побега от насильника к актрисе и её подруге-адвокату домой является полицейский и заявляет, что продюсер убит именно в тот час, когда там была Мадлен Вердье (именно так зовут актрису). Оказавшись главной подозреваемой и немного поотпиравшись, Мадлен внезапно сознаётся в убийстве, которого не совершала. На суде её защищает подруга-адвокат, которая произносит пламенную речь в защиту угнетаемых мужчинами женщин, а Вердье вышибает из присяжных слезу хорошо отрепетированным криком отчаяния: "Неужели женщине нельзя в 1935 году нормально трудиться и жить свободно?!" Так неудачливая актриса срывает овации солидарности от соратниц по полу, попадает во все газеты и получает роли во всех картинах – от "Мук Сюзетты" до "Горьких слёз Марии-Антуанетты". 

Преступница начинает блестящую карьеру в зале суда.
Кадр из фильма
Преступница начинает блестящую карьеру в зале суда.

В основу сценария фильма легла одноимённая французская пьеса 1934 года, которую Франсуа Озон нашёл сидя на коронавирусном карантине. В 1930-е во Франции было несколько громких процессов над женщинами-убийцами, совершившими преступление в целях самообороны. Режиссёр добавил в пьесу иронию, слегка сместил акценты и адаптировал историю под современную трактовку феминистской идеи. Поэтому, когда ты слышишь в картине слова про "французское общество, заражённое мужчинами", тебе, с одной стороны, становится смешно, а с другой, понимаешь – проблема для кого-то отнюдь не праздная. Попробуй сделать успешную карьеру актрисы, миновав продюсеров! 

Судя по всему, Озон опять снял фильм на плёнку – на изображении есть приятная глазу зернистость, что усиливает ретроэффект и добавляет условным тридцатым мнимую аутентичность. Все действующие лица одеты как модели из французского ретровыпуска "Вог". Одежда главных героинь эволюционирует вместе с ними: сначала страдающие от бедности и мужского произвола, они носят тёмные платьица и длинные пальто, а стоит им освободиться от гендерного диктата и финансовых проблем, как они тут же обряжаются в брючные костюмы и шляпы набекрень. Как настоящий защитник женщин, Франсуа Озон попирает права животных: все его героини ничтоже сумняшеся щеголяют в шикарных меховых манто. И как у настоящего феминиста, у Озона часть героев-мужчин обязана обладать признаками идиотизма: таков ведущий дело следователь – "известный лопух" и жених главной героини, богатенький сынок без наследства, но со словами "ради Вас я готов на всё, даже работать". 

Ироничный и афористичный текст не даст заскучать самому придирчивому к диалогам зрителю: "Её же играет эта старая карга Симоне?" – "Со вчерашнего дня она в тюрьме". – "Что, так плохо играла?" Эти слова в картине произносит Изабель Юппер, в последний раз снимавшаяся у Озона двадцать лет назад в "Восьми женщинах". Кроме неё, в картине занята ещё одна французская мегазвезда – Дэни Бун.

Изабель Юппер вернулась в картины Франсуа Озона после двадцатилетнего перерыва.
Кадр из фильма
Изабель Юппер вернулась в картины Франсуа Озона после двадцатилетнего перерыва.

При желании в этой вполне фарсовой истории можно найти и серьёзные вопросы – например, о том, насколько далеко человеку должно заходить в поисках личного счастья и справедливости. 

Но гораздо интереснее наблюдать, как пронизывающая повествование ирония снижает пафос убийства как такового и, как поводырь, блестяще выводит из самой неприятной ситуации. А зритель, как часть этой стильной игры, вдруг на два часа картины легко и с удовольствием верит в то, что это всегда возможно и в жизни.