Карьера

У управленца светом дома самые важные лампочки горят, хотя интересуют его совсем другие

Metro обсудило дорогу к свету, правда, сценическому, с Яном Калнберзиным, медиахудожником, преподавателем в Moscow Music School
Кто управляет светом в темноте?
Copyright (c) 2017 Mario Lisovski/Shutterstock. No use without permission.

Открыть в себе свет  

Как понять, что эта профессия для тебя, а ты для неё?  Мастер предлагает прислушаться к себе и что-то обнаружить. 

– Что угодно можно внутри себя обнаружить. Желательно, чтобы это было связано с проявлением визуальной культуры. Например, вызывает ли интерес подсветка зданий ночью, или фотография, или музыкальные концерты, то есть не только слушаешь музыку закрывая глаза, а смотришь на сцену и замечаешь, что там происходит. Достаточно обнаружить что-то вне себя, чтобы понять, что тебе может быть интересен световой дизайн.

 А проверить, насколько ты чувствуешь свет, поможет фотография. 

– Можно взять фотоаппарат или телефон и поснимать сюжеты с точки зрения света, – посоветовал Ян. – Проявить или, наоборот, спрятать какие-то объекты в среде.

Почувствовать власть 

Выражение "магия света" – это не игра слов. Светом можно влиять: например, ввести зрителя в зале практически в гипнотическое состояние. 

 – Свет – это главный источник информации. С детских лет мы приучаемся оценивать картинку, которая приходит к нам в глаза, именно в виде световых лучей, – объясняет Ян. – Поэтому правильно подобранные или выверенные ассоциации могут у нас создавать подсознательные рефлекторные реакции на происходящее. Резкие вспышки, агрессивный или яркий свет, свет определённых тёплых или холодных оттенков – всё это влияет на наше восприятие ситуации – наклоняя в ту или иную сторону, оценивая это как комфортное, мягкое, удобное или опасное, агрессивное, страшное. Довольно часто в последнее время используется эффект штробления света, который может ввести человека в какое-то гипнотическое или околоэпилептическое состояние, в котором ты можешь немного диссоциироваться со своим сознанием.

Задача номер один: история, которую рассказывает автор, должна быть видна. Ты должен показать, что происходит. Плюс это должно быть красиво, создавать правильный эмоциональный настрой и добавлять к истории художественную окраску.
Ян Калнберзин

В чём сложности профессии?

Не найдётся, наверное, профессионала, который признается, что работа его проста и беззаботна. У световиков сложности вполне приземлённые – понятные многим.

– Наверное, самая вызывающая часть — сжатые сроки, – определил он. – И то, что часто приходится импровизировать на ходу, а для этого нужно очень хорошо знать своё оборудование, матчасть.

Дома самые важные лампочки, конечно, горят. Но в них, к сожалению, не входят те лампочки, которые обычно люди считают необходимыми, как то: стабильно горящая лампочка в туалете или перед дверью в подъезде. Меня интересуют те лампочки, без которых я совсем не могу работать и жить. Главная, конечно, лампочка на телефоне, это однозначно.
Ян Калнберзин

Читаем также: Почему актёры-мимы станут востребованными специалистами в цифровой реальности

Переводчица материалов Нелли Блай выразила своё отношение к методам работы репортёрки