У российских инвесторов появился способ продать замороженные иностранные акции

СПБ Биржа с ноября под американскими санкциями, а это значит, что миллионы российских инвесторов не могут продать свои иностранные активы. Репортёр Metro, оказавшись в числе пострадавших инвесторов, спросила у экспертов, есть ли выход из этой ситуации
У российских инвесторов появился способ продать замороженные иностранные акции
Copyright (c) 2023 Dilok Klaisataporn/Shutterstock
Эксперты считают, что хоронить деньги в иностранных активах пока рано.

Торговать на фондовом рынке я начала несколько лет назад, когда все мы оказались в ковидной изоляции. Взяла небольшую сумму в банке в кредит, открыла брокерский счёт, наблюдала за сделками других инвесторов и выработала свою торговую стратегию, которая через несколько лет позволила мне увеличить сумму портфеля в несколько раз. Но, как, наверное, и большинство инвесторов, у которых есть и другая работа, момент полной заморозки иностранных активов я прохлопала. И моя радость от недавнего роста американских акций Carnival (CCL) и TAL Education group (TAL), которые "сидели" в минусе больше года, быстро сменилась огорчением. Выйти из плюсовых позиций, что было реально ещё осенью прошлого года, невозможно, так как со 2 ноября 2023 года СПБ Биржа попала под американские санкции. Это затронуло и все её дочерние компании, в числе которых СПБ-банк, российский депозитарий, где хранятся иностранные активы. С тех пор торги остановлены, а все иностранные активы (США, Европы и Гонконга) на счётах российских инвесторов заморожены. Как "обрадовал" меня специалист Тинькофф Инвестиций по телефону – "на неопределенный период".

Пострадали в стране миллионы частных инвесторов. В интервью РБК, Эльвира Набиуллина, глава Банка России, рассказала, что по состоянию на ноябрь 2023 года частные инвесторы, которые торговали через СПБ Биржу, владели активами на сумму "чуть больше $3 млрд", представитель биржи подтвердил РБК, что примерно столько денег и было заморожено после введения санкций 2 ноября.

– Важно понимать, что американские санкции, под которые попала СПБ Биржа, подразумевали не моментальную остановку торгов. Они давали несколько месяцев до вступления в силу, чтобы инвесторы могли свои позиции закрыть, – рассказывает Сергей Аветисян, финансовый советник крупной инвестиционной компании. – Но определенные контрагенты в цепочке депозитариев отказались свои обязательства исполнять, ссылаясь на внутренние правила безопасности компании. Сама биржа пыталась эту несправедливость исправить, неоднократно выходила с комментариями, что хочет договориться. Подавала заявление в Управление по контролю за иностранными активами Минфина США (OFAC), просила для клиентов время, однако OFAC на заявление не ответило. И процесс их переписки продолжается до сих пор. Считаю, что надежды на изменения, если по этому пути идти, нет, особенно после того, как в последний санкционный пакет попал и сам СПБ-банк. Это сильно усугубило ситуацию.

Сегодня это означает одно: возможности продать ценные бумаги нет никакой. Более того, как рассказал мне Кирилл Грибушков, квалифицированный инвестор и финансовый эксперт, даже если оставить заявку у российского брокера на перевод активов брокеру иностранному, заявление примут, но не одобрят.

– Вы просто потеряете время и деньги за комиссию. Даже если у российского инвестора, который торговал через СПБ Биржу есть второе гражданство, и он захочет перевести активы иностранному брокеру, в переводе откажут, – говорит Кирилл. – Россияне, как и сам портфель или бумаги, которыми мы владеем, не находятся под санкционными ограничениями. Под санкциями именно российский депозитарий, где бумаги наши хранятся.

Замороженные активы, как квартира в закрытом квартале: квартал закрыт, не войти – не выйти, но с квартирой всё в порядке.
Сергей Аветисян

– Неужели ничего нельзя сделать? – не желая смиряться с ситуацией, обратилась я к эксперту.– Не стоит хоронить иностранные активы, – успокоил Сергей. – Да, сейчас они заморожены, но это не конечная остановка. Выход есть.

Так выглядит сейчас акция CCL в инфестиционном портефеле российского инвестора.
Маша Ильина
Так выглядит сейчас акция CCL в инфестиционном портефеле российского инвестора.

8 ноября 2023 года Владимир Путин подписал Указ №844 “О дополнительных мерах экономического характера, связанных с обращением иностранных ценных бумаг”. Согласно указу, разработан механизм, по которому иностранные активы, замороженные ещё в 2022 году и хранящиеся на европейском депозитарии Euroclear, с 25 марта можно будет продать.

– Этот механизм основан на обмене замороженными активами между российскими инвесторами и иностранными. Ведь российские активы, которыми торговали иностранные инвесторы, на московской бирже также заморожены, – объясняет Сергей. – Первый шаг уже пройден: российским инвесторам уже поступили на счёт дивиденды и купоны в рублях, нерезиденты же получили денежные поступления от государственных российских облигаций в долларах. Был создан отдельный счёт для всех средств от активов, которые должны были поступить с 2022 года, далее – они прошли конвертацию, и недавно были выплачены.

Второй шаг в рамках этого указа подразумевает процедуру обмена замороженными активами на сумму до 100 тысяч рублей. Таким образом, российские инвесторы смогут продать нерезидентам свои иностранные активы, и вывести деньги в рубли. И, хотя сама процедура называется обменом,  приобретать при этом российские активы от нерезидентов они не обязаны. 

– Оператором всех сделок будет Инвестиционная палата, – говорит Сергей. – Нерезиденты, чьи активы заморожены на московской бирже, подают заявки на продажу своих российских активов, а российские инвесторы – на иностранные. После 25 марта, уточнив у брокера, какие активы вы можете продать (только те, что заморожены в 2022 году на депозитарии Euroclear), подаёте заявку у брокера на продажу. Он заявки собирает и передаёт в Инвестпалату. Если будет иностранный инвестор, который пожелает купить активы, заявку исполнят день-в-день по рыночной цене. Считаю, что это первый шаг на пути к разморозки активов.

Знаю, что у некоторых брокеров после 25 марта в интерфейсе приложений будут прогружаться бумаги, которые возможно продать. Сергей Аветисян

Сергей объясняет, что нерезиденты готовы купить иностранные активы, которые также продать не смогут из-за санкций депозитария, но "сидеть" в них им комфортнее, чем в российских активах.

Сложно сказать, что их мотивирует, возможно реализован механизм вывода этих бумаг для нерезидентов на иностранный контур, – предполагает Сергей.

Лимит в 100 тысяч рублей выбран неслучайно. Как считает эксперт, ЦБ и наше правительство ставят в приоритет интересы частных инвесторов, чьи портфели до 100 тысяч рублей, потому что таковых большинство.

Однако, Кирилл Грибушков не столь оптимистично настроен относительно процедуры обмена активами.

– Пока мне непонятно, как будет реализован этот механизм, схема не отработана, – говорит Кирилл. – Как инвестору, мне сначала нужно всё просчитать и быть уверенным, что данный процесс не несет никаких рисков. Предполагаю, что "малышей", у которых активов на 50 тысяч рублей, могут вообще поставить в конец очереди. Считаю, что единственно объективный выход из данной ситуации – ждать снятия санкций. Верю, что если Дональд Трамп станет президентом, санкции начнут отменять. Он бизнесмен и предпринимателей понимает.

Сергей же, наоборот, считает, что приход к власти Тампа ситуацию с замороженными активами не решит.

– Кто станет президентом США, честно говоря, никак не повлияет на процесс разморозки бумаг, по той причине, что санкции на СПБ биржу, как и прочие санкции, наложенные на финансовый сектор экономики России, являются важным рычагом давления. А ограничения со стороны Euroclear, к примеру, вообще не в зоне ответственности президента США, – говорит Сергей. – Вывести иностранные активы на 100 тысяч рублей в ближайшее время будет вполне реально, а дальше, будем ждать дополнений к Указу №844, в рамках которых будет осуществлен механизм разморозки на большую сумму и иностранных активов, замороженных на СПБ бирже.